Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление И.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на открытых дебатах СБ ООН по миротворчеству в Африке

Г-н Председатель,

Мы благодарим делегацию Китая за организацию сегодняшней дискуссии по вопросам укрепления миротворческой деятельности в Африке.

Хотел бы, прежде всего, присоединиться к моим коллегам, выразившим соболезнования в связи с гибелью малавийских и танзанийских миротворцев в инцидентах в ДРК, а также в ЦАР. Безусловно осуждаем атаки на «голубые каски», отдаём должное их мужеству и самоотверженности, желаем скорейшего и успешного выздоровления всем раненым.

Признательны Генсекретарю ООН Антонио Гутеррешу за обстоятельный доклад и его неизменную нацеленность на укрепление взаимодействия по линии ООН – Афросоюз. Благодарим Комиссара Комиссии Афросоюза по вопросам мира и безопасности Смаила Шерги за высказанные оценки.

Россия последовательно поддерживает усилия государств Африки по достижению большей самостоятельности в поддержании мира и безопасности на континенте. Мы выступаем за последовательное, поступательное развитие разнопланового сотрудничества ООН с Африканским союзом и субрегиональными организациями континента на основе принципа «африканским проблемам – африканское решение». Недопустимо навязывать африканцам рецепты реагирования на кризисы без ясно выраженного согласия с их стороны.

Высоко оцениваем стремление Афросоюза к скорейшему практическому использованию учрежденных в рамках «Африканской архитектуры мира и безопасности» африканских сил постоянной готовности. Полагаем оправданной постановку странами Африки вопроса об оказании материального и финансового содействия мерам по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках партнерства ООН и Афросоюза. Согласны, что важно повышать предсказуемость, надежность и гибкость в вопросе финансирования афроопераций и совместных миссий.

В принципиальном плане не возражаем против рассмотрения возможностей расширения участия ООН в таких миссиях, готовы к дальнейшему конструктивному диалогу в этой связи. При этом исходим из того, что важно сохранить действующий в ООН порядок рассмотрения и утверждения соответствующих бюджетных заявок, обеспечить транспарентность и подотчетность при выделении и использовании средств, а также предусмотреть участие ооновского персонала на всех этапах планирования и практической реализации поставленных задач.

Хотели бы также отметить, что залог успеха ОПМ ООН – четкое следование базовым принципам миротворчества. Мандаты должны соотноситься как с мнением принимающих государств, так и со способностью стран – поставщиков контингентов их реализовать. Наделение миротворцев излишними функциями в области защиты прав человека, гендерных вопросов, природоохранной проблематики лишь усложняет реализацию первостепенных задач ОПМ.

Особо отмечаем важность усилий Афросоюза и субрегиональных организаций по предотвращению и посредническому участию в разрешении споров. Африканцы, как правило, лучше знают местные нюансы и что немаловажно не имеют «двойной повестки». К сожалению, мы помним массу примеров, когда африканские посреднические усилия задвигались на второй план или целенаправленно срывались внешними игроками.

Не можем не вспомнить в этой связи пример Южного Судана, когда решение о введении оружейного эмбарго было продавлено рядом странам вопреки заключениям Афросоюза и ИГАД и чуть не сорвало возобновлявшийся переговорный процесс в этой стране.

Г-н Председатель,

Несмотря на постоянные заявления наших западных партнеров о важности укрепления миротворческого потенциала Афросоюза, необходимости его тесного взаимодействия с ООН, на практике зачастую дело обстоит иначе. Верх берут узкокорыстные интересы.

Наглядный пример – богатая углеводородами Ливия. Заблокировав посредничество по линии Афросоюза, который выступил с политическим планом разрешения кризиса, известные западные страны задействовали силовой сценарий. Он обернулся трагедией для ливийского народа, последствия которой в полной мере дают знать о себе до сих пор. Ливия остается расколотой, поделенной на зоны влияния, без единых органов государственной власти, с пришедшей в упадок экономической и социальной инфраструктурой. Она стала не только пристанищем для террористов из соседних стран и всего Сахаро-Сахеля, но и фактором дестабилизации в нем.

Примечательно, что те, кто своими безответственными действиями дестабилизировал ситуацию в Ливии и во всем регионе, а затем бросил ее на произвол судьбы, сейчас рядятся в одежды миротворцев и без устали вещают о безальтернативности политического урегулирования в этой стране. При этом вновь пренебрегают добрыми услугами Афросоюза, в частности, Комитета высокого уровня по Ливии.

Г-н Председатель,

Мы поддерживаем подход, при котором Совет Безопасности выступал бы с единых позиций в поддержку усилий регионалов. При этом необходимо понимать, что в сопровождении кризисных ситуаций на Африканском континенте найдется место всем игрокам, действующим из добрых побуждений и без скрытой повестки. Руководствуясь именно этими принципами Россия оказывает содействие процессу стабилизации ЦАР, а также помогает властям этой страны в восстановлении сектора безопасности. Надеемся, что наши коллеги по Совету отбросят свои исторические комплексы и узконациональные интересы в деле помощи Банги по поиску путей выхода из затянувшегося кризиса.

За примерами активной вовлеченности африканцев в поддержание мира и безопасности на собственном континенте далеко ходить не надо. Хотели бы отдать должное тем жертвам, которое принесли африканские страны, направившие свои воинские контингенты в состав АМИСОМ для борьбы с «Аш-Шабаб».

Все также помнят, что у истоков создания Бригады оперативного вмешательства (Force Intervention Brigade) также стояли именно региональные державы.

«Историей успеха» самого тесного взаимодействия ООН и Афросоюза на ниве миротворчества уже стала Совместная операция двух организаций в Дарфуре (ЮНАМИД). Исходим из того, что формирование всех необходимых предпосылок в данном регионе Судана позволяет вести дело к полному сворачиванию миротворческой миссии в соответствии с заложенным в резолюцию СБ 2429 временным ориентиром для такого шага – конец 2020 года.

Вместе с тем становится все более очевидно, что ооновское миротворческое присутстсвие в стране не должно быть с «открытой датой». У любой миссии должна присутствовать четкая стратегия эвентуального выхода. Создвать искусственные препоны на пути сворачивания ОПМ не только контрпродуктивно, но и опасно. Обязательно должно учитываться мнение страны пребывания. Тем более что требующих внимания Совета Безопасности кризисных ситуаций на Африканском континенте, к сожалению, все еще немало. В этой связи обращаем внимание на чаяния правительства ДРК, неоднократно ставившего вопрос об оптимизации численности  миротворческого присутствия в стране.

Г-н Председатель,

В завершение хотел бы подчеркнуть, что Россия оказывает многопрофильную поддержку африканским усилиям по поддержанию мира на континенте, в том числе путем обучения африканских военнослужащих и правоохранителей в российских высших учебных заведениях. Отмечаем подготовку миротворцев, в том числе из Африки, на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России в Домодедово, имеющего сертификацию ООН, а также военного учебно-научного центра сухопутных войск «Общевойсковая академия вооруженных сил Российской Федерации» и Международного противоминного центра Минобороны России. Сотрудникам правоохранительных органов стран Африки предоставляется возможность обучения
по программам высшего образования, а также стажировки на краткосрочных курсах повышения квалификации в образовательных учреждениях системы МВД России.

Благодарю Вас.