Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по вопросам посредничества и мирного урегулирования конфликтов

Благодарю Вас,

Мы признательны британскому председательству за организацию этого заседания. Хотим поблагодарим Генерального секретаря ООН, Его Высокое Преподобие Джастина Уэлби, архиепископа Кентерберийского и г-жу Моссарат Кадим за их брифинги.

Мирное урегулирование конфликтов закреплено в Уставе ООН как в качестве основополагающей Цели, так и Принципа работы Организации. При этом посредничество имеет потенциал для того, чтобы быть одним из наиболее эффективных средств для предотвращения эскалации и возобновления и разрешения конфликтов.

Безусловно, с экономической точки зрения посредничество выгодно отличается от других инструментов в арсенале ООН, таких как миротворчество или санкции Совета Безопасности, поскольку не создает препятствий развитию.

У ООН как наиболее авторитетной и представительной организации есть все возможности для того, чтобы выполнять центральную роль в международных посреднических усилиях.

Такие усилия должны предприниматься в соответствии с положениями Устава ООН, учитывать основополагающий принцип национальной ответственности, при уважении независимости и суверенитета, а также равенства государств в международных отношениях.

Помимо этого, необходимо учитывать возможную роль региональных и субрегиональных организаций в урегулировании споров в своих регионах. Именно глубокое знание и понимание посредниками всех нюансов конфликтов позволяет более точно анализировать ситуацию, а значит - выдвигать объективные и реалистичные предложения по сближению позиций сторон.

Использование региональных органов и соглашений в целях мирного разрешения конфликтов — это важный механизм, предусмотренный статьей 33 Устава ООН. В свою очередь, Глава VIII Устава нацеливает государства-члены на приоритетное разрешение «местных» споров с помощью этих органов и соглашений, еще до передачи их в Совет Безопасности.

Наконец, некоторые региональные организации накопили немалый опыт в области посредничества, например АфроСоюз. ООН следует опираться на него, на этот опыт и, когда это уместно, подходить к вопросам посредничества на основе разумного разделения труда с региональными и субрегиональными структурами. В данном контексте отмечаем высокий потенциал сотрудничества ООН с такими организациями, как ШОС и ОДКБ. Россия сама участвует в посреднической деятельности по линии международных и региональных организаций, в том числе на пространстве СНГ.

При этом необходима координация на международном уровне с тем, чтобы не допустить дублирования усилий, когда различные посреднические усилия создают конкуренцию друг другу, в конечном счете нанося ущерб урегулированию.

Совет Безопасности, будучи органом ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, призван играть центральную роль в содействии мирному урегулированию споров, в том числе через поощрение посреднических "добрых услуг". Именно поэтому Совет придает высокое значение и оказывает поддержку усилиям Генерального Секретаря, в том числе через утверждение предлагаемых им посланников и посредников.

Важно понимать, что в конечном счете самым эффективным способом разрешения конфликта является прямой диалог конфликтующих сторон между собой и политическая воля к нахождению обоюдно приемлемых решений. Результативность посредничества в свою очередь полностью зависит от согласия всех сторон конфликта на такие международные услуги и, конечно, от беспристрастности посредников. К сожалению, нам известно немало примеров того посредничества, которое посредничеством назвать нельзя. Это либо попытки монополизировать посреднические усилия, либо стремление под видом посредничества решить в свою пользу геополитические задачи.

Деятельность посредников – не универсальное искусство, а базируется на знании исторических, культурных и других особенностей конкретного конфликта. Для каждой ситуации необходим терпеливый поиск уникального решения. Порой успех посреднических усилий нельзя измерить в краткосрочном плане. Важно дать сторонам возможность найти собственные решения, а этот процесс может быть длительным.

В этой связи необходимо тщательно подбирать ооновских посредников на основе объективных критериев. При этом важно строго соблюдать региональный баланс.

Основная задача посредника – настраивать стороны на разрешение споров, выявлять "коренные причины", препятствующие урегулированию. Только такой подход может гарантировать надежный и долгосрочный мир.

Нельзя навязывать односторонние решения, равно как и давать повод подозревать посредника в наличии предпочтений. Искусственное навязывание «рецептов» не только неэффективно, но и ставит под угрозу переговорный процесс и хрупкий мир.

В этом плане критически важным качеством для ооновского посредника является умение не просто быть беспристрастным, но сохранять нейтралитет. Это означает, что ссылки на какие бы то ни было принципы не должны служить оправданием для потворства одной из сторон конфликта. Без этого посредник не будет пользоваться доверием конфликтующих сторон. Кстати, полагаем, что соответствующее исправление необходимо внести в «Руководстве по вопросам эффективной посреднической деятельности.

Большинство современных кризисов имеют внутригосударственный характер, и грань между посредническими услугами, превентивной дипломатией и оказанием давления на внутриполитические процессы становится тонкой.

К сожалению, в Совете Безопасности мы нередко слышим предложения, которые по сути означают вмешательство во внутренние дела государств и их конституционные процедуры. Не секрет, что зачастую Совет хотят использовать для откровенной поддержки одной из политических групп. Разве это может способствовать урегулированию? Это может лишь усугубить и затянуть противостояние, подорвать доверие к международному сообществу и ООН. Примеры такого подхода всем известны.

Россия всегда выступает за урегулирование споров через прямой диалог сторон. Мировой опыт предотвращения и урегулирования конфликтов ясно доказывает, что только беспристрастное посредничество, которое опирается на сближение их позиций, поиск областей согласия и достижение взаимоприемлемых договоренностей, имеет шансы на успех.

Благодарю Вас.