Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на брифинге Совета Безопасности ООН, посвященном седьмому докладу Генсекретаря ООН об угрозе международному миру и безопасности со стороны ИГИЛ

Благодарю вас г-н Председатель,

Мы признательны за организацию сегодняшнего брифинга. Благодарим г-на Воронкова и г-жу Конинкс за подробный анализ ситуации в сфере борьбы с ИГИЛ. Отмечаем активную роль возглавляемых ими структур в подготовке очередного доклада Генсекретаря по этой теме. 

На фоне военных и территориальных потерь, подрыва экономической инфраструктуры, ослабления пропагандистских центров и деморализации боевиков, руководство группировки ищет любые возможности, чтобы сохранить свое влияние. «Вавилонская башня» мирового террора развалилась на части. Однако ячейки ИГИЛ продолжают говорить на «одном языке» и успешно координируются между собой.

После нанесения ущерба системе контрабанды углеводородов террористы сконцентрировались на новых источниках финансовой и материально-технической подпитки. Фиксируются факты спекуляции на фондовых биржах и стремление террористов инвестировать средства в легальные секторы экономики целого ряда стран. Игиловцы активно вкладывают в туристический и гостиничный бизнес, сельское хозяйство и рыбоводческие фермы, фармакологические и строительные компании. Группировка также продолжает бороться за контроль над наркопотоками, в том числе из Афганистана. Более того, ИГИЛ по-прежнему получает средства от внешних спонсоров, действующих под прикрытием благотворительных фондов, религиозных организаций и других неправительственных структур.

Г-н Председатель,

С удовлетворением отмечаем, что отправной точкой представленного сегодня доклада стало признание успехов сирийских военных в борьбе с террористами, иллюстрацией чему стали тяжелые бои с ИГИЛ в окрестностях Дамаска. При этом прогресса удалось добиться далеко за пределами сирийской столицы. При поддержке вооруженных сил России от террористов освобождено более 1400 населенных пунктов, свыше 96 процентов территорий перешли под контроль правительственных войск и отрядов народного ополчения. В результате более полутора миллионов сирийских беженцев уже смогли вернуться на родину.

Вместе с тем не исключаем увеличения числа «спящих ячеек» тергруппировок в Сирии. Игиловцы идут во все тяжкие, активно привлекая к совершению терактов несовершеннолетних, включая детей до 12 лет. Вполне возможно, что частота террористических вылазок будет возрастать, в первую очередь на идлибском направлении.

Кроме того, растут масштабы угрозы ИГИЛ в Афганистане, где, по разным оценкам, сейчас насчитывается от 4 до 10 тысяч активных членов группировки. Значительная часть из них сосредоточена в приграничных с государствами Центральной Азии провинциях.

Г-н Председатель,

Параллельно с военным разгромом ИГИЛ должны максимально эффективно решаться вопросы привлечения радикалов к ответственности. В этом контексте вынуждены заострить вопрос о недопустимости попыток подмять под себя функции сирийских государственных структур, осуществляющих борьбу с террористами. Как сообщается в докладе Генерального секретаря, наряду с правительственными силами аресты членов ИГИЛ в настоящий момент осуществляют и некие вооруженные формирования. Хотелось бы получить более подробную информацию: кто именно и на каком основании взял на себя такие функции? Какова судьба задержанных? Имеется ли в виду передать их властям? Рассчитываем получить ответы на эти вопросы в профильных комитетах СБ, не дожидаясь выхода следующего доклада.

Еще раз подчеркнем: в конечном счете все, кто оказывал прямое или косвенное содействие террористам, не говоря уже о самих боевиках, должны оказаться на скамье подсудимых. Но сбор доказательств, их обработка и передача в судебные инстанции должны осуществляться в строгом соответствии с международным правом при полном уважении суверенитета государств, в которых совершены преступления ИГИЛ. Без учета этого фактора ни одна инициатива о расследовании деяний террористов не может претендовать на легитимность.

Со своей стороны, российские органы следствия активно участвуют в такой работе на сирийской территории с согласия официальных властей Дамаска и взаимодействуя с ними.

Г-н Председатель,

В ходе обсуждения Шестого доклада Генерального секретаря в феврале российская делегация обратила внимание на вопиющие нарушения режима оружейного эмбарго в отношении ИГИЛ. По-прежнему открытым остается вопрос о том, каким образом эта шайка головорезов сформировала арсенал вооружений, позволявший семь лет худо или бедно противостоять крупнейшим армиям мира.

В нынешнем докладе ситуация преподносится так, будто боевики ИГИЛ довольствуются лишь тем, что попадется под руку, – грабят склады на удерживаемых территориях и изготавливают самодельные взрывные устройства. В действительности же террористы способны производить кустарным образом лишь малую часть вооружений и только их самые примитивные образцы. Продолжают копиться свидетельства осуществления поставок вооружений извне, в том числе через полулегальные структуры или даже под покровительством спецслужб отдельных стран. Рассчитываем предметно обсудить пути решения этой проблемы на международной конференции «Противодействие незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом», организуемой в Москве 3-4 сентября этого года.

Г-н Председатель,

Определенное снижение активности ИГИЛ позволило вновь поднять голову «Аль-Каиде», финансирование которой составляет от 20 до 40 млн. долларов в месяц. Группировка укрепляет связи со своими филиалами в Северной Африке, пытается контролировать местный криминальный бизнес, а также инвестирует в агропромышленные холдинги африканских стран. По имеющимся оценкам, именно к «Аль-Каиде» и ее союзникам по мере разгрома ИГИЛ может перейти инициатива в противодействии мирному урегулированию конфликта в Сирии.

В завершение хотел бы повторить, что положить конец угрозе ИГИЛ и "Аль-Каиды", а также связанных с ними группировок можно лишь на подлинно коллективной основе. В этой связи с интересом изучаем инициативу руководства Секретариата о создании Сети антитеррористических координаторов. Убеждены, что укрепление практического взаимодействия профильных ведомств государств-членов является важным условием формирования единой антитеррористической коалиции под эгидой ООН к созданию которой на деидеологизированной основе, мы давно призываем.

Благодарим вас г-н Председатель.