Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского в ходе основной сессии Специального комитета ГА ООН по вопросам операций по поддержанию мира

Г-н Председатель,

Прежде всего, позвольте поздравить Вас, вице-председателей и докладчика с избранием в состав Бюро Спецкомитета по миротворчеству.

В условиях усложняющихся кризисов миротворчество остается ключевым элементом в арсенале мер ООН по поддержанию международного мира и безопасности, урегулированию конфликтов, а также оказанию содействия государственному строительству на начальной посткризисной стадии.

Разумеется, деятельность ООН на миротворческом направлении требует адаптации к современным реалиям. Операции по поддержанию мира (ОПМ) развертываются в сложных и опасных условиях, в ситуациях внутриполитических кризисов, тяжелой гуманитарной и социально-экономической обстановки. Острее проявляются такие угрозы, как расползание оружия, оргпреступность, терроризм и наркотрафик.

Исходим из того, что процесс реформирования миротворческой деятельности должен носить постоянный и в то же время прозрачный характер. Применение же на практике любых предложений в этой связи должно осуществляться только по согласованию с государствами-членами, при полном учете их оценок и озабоченностей.

Открывшаяся сегодня основная сессия Специального Комитета по миротворчеству (С-34) является той самой площадкой для обсуждений всего комплекса вопросов миротворчества.

Уникальность площадки С-34 состоит в ее репрезентативном характере. Именно здесь члены СБ, страны-поставщики контингентов (СПК) и принимающие государства вырабатывают общие подходы к параметрам миротворческой деятельности, которыми должны руководствоваться Секретариат ООН и миссии «на местах». Только их безусловное соблюдение на практике может обеспечить необходимый уровень доверия между всеми заинтересованными сторонами, а значит способствовать итоговому успеху. Создание альтернативных площадок и форумов для продвижения подходов в обход С-34, полагаем контрпродуктивным и подрывающим межгосударственный договорной формат (intergovernmental negotiating format) ООН.

Дискуссии, которые будут проходить в Спецкомитете в ближайшие недели, кристаллизуются в конкретные решения государств-членов и будут закреплены в ежегодном итоговом докладе С-34. Эти решения обязательны к исполнению, их игнорирование или произвольная интерпретация недопустимы.

В этом году Спецкомитету предстоит изучить множество инициатив. От того, насколько мы сможем взвесить все возможные последствия наших решений, в конечном счете будет зависеть эффективность международных миротворческих усилий.

Господин Председатель,

Как бы ни развивалось реформирование миротворчества, императивом является безальтернативность урегулирования конфликтов политическими методами.

Незыблемым должно оставаться соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата. Каждое из новых или развивающихся направлений миротворчества должно соответствовать этим принципам. Никакая их гибкая интерпретация недопустима.

Неприемлемо, чтобы миротворцы, даже под самым «благородным» предлогом, становились агрессивной силой и активными участниками конфликта, даже когда речь идет о необходимости защиты гражданского населения. Для реализации этого мандата есть другие средства, которые не создают еще больших угроз населению и самим «голубым каскам».

Тем более не может быть и речи о возможности применения силы в отношении принимающих государств. Именно они несут главную ответственность за обеспечение безопасности населения и налаживание политпроцесса.

Основная задача ооновского присутствия – оказывать содействие принимающей стороне, поддержку местным и региональным усилиям, а не подменять их. Для конечного успеха крайне важно налаживание конструктивного повседневного взаимодействия миротворцев с национальными органами власти и оказание им помощи в наращивании собственного потенциала страны.

"Сильные" (robust) мандаты не должны становиться "рутиной" и там где это действительно необходимо должны тонко калиброваться под каждую отдельно взятую ситуацию. Повсеместное наделение миротворцев правом на инициативное применение силы способно подорвать нейтральный авторитет «голубых касок», превратить их в активных участников конфликтов, что неизбежно повлечет увеличение числа столкновений с оппонентами. Это ‑ не цель миротворчества и противоречит самой природе такой работы ООН.

Укреплять безопасность гражданского населения и самих миротворцев следует, прежде всего, за счет повышения качества материально-технического оснащения ОПМ, а также уровня профессиональной подготовки кадров.

Российская Федерация имеет солидный опыт в вопросе подготовки миротворцев. С 2000 г. на базе сертифицированного ООН Центра подготовки Всероссийского (All-Russia) института повышения квалификации МВД России в г. Домодедове в Московской области подготовку прошли более 350 иностранных полицейских-миротворцев.

Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия вооруженных сил Российской Федерации» в городе Наро-Фоминске, а также Международный противоминный центр вооруженных сил Российской Федерации в поселке Нахабино также готовы обучать миротворцев из развивающихся стран.

Выстроена система, которая включает как общую подготовку, так и специализированную, непосредственно перед направлением миротворцев в конкретную миссию.

Будем оказывать всевозможное необходимое содействие укреплению потенциала миротворчества ООН.

Благодарю Вас.