Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе открытого заседания СБ ООН по миротворчеству

Г-н Председатель,

Признательны за организацию сегодняшнего мероприятия, посвященного «коллективным действиям по улучшению миротворческих операций ООН».

Благодарим Генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша, Председателя Комиссии Афросоюза Муссу Факи Махамата, а также Директора НПО «ГРЕФФА» Фатимату Туре за представленные оценки.

Поддерживаем настрой Генсекретаря на необходимость повышения эффективности операции ООН по поддержанию мира (ОПМ), а также акцент на важности достижения политического урегулирования конфликтов.

Действительно, основная задача ооновского миротворческого присутствия – оказание содействия сторонам в достижении политических договоренностей по мирному урегулированию и их скорейшему претворению в жизнь. В отсутствие прогресса на политическом треке, миссии в странах остаются годами.

Разумеется, деятельность ООН на миротворческом направлении требует адаптации к современным международным реалиям. ОПМ развертываются в сложных и опасных условиях, все чаще в ситуациях внутриполитических кризисов, осложненных тяжелой гуманитарной и социально-экономической обстановкой. Острее проявляются такие вызовы (challenges), как трансграничное расползание оружия, оргпреступность, терроризм и наркотрафик.

Однако и в этих непростых обстоятельствах императивом остается соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества – согласие сторон, беспристрастность, а также неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата. Считаем вредными участившиеся в последнее время предложения по их гибкой интерпретации или пересмотру.

Это, в частности, касается призывов изменить идеологию осуществления ОПМ в пользу «превентивно-наступательного» и «сильного» (proactive and robust) миротворчества и наделить «голубые каски» правом на применение силы первыми. Весьма сомнительно, что такой подход может способствовать желаемой цели – снижению количества случаев гибели миротворцев.

Напротив, высок риск обратного эффекта – если нейтральный авторитет «голубых касок» будет подорван, это превратит их в активных участников конфликтов, неизбежно повлечет увеличение числа столкновений с оппонентами, и как следствие – увеличение жертв.

«Сильные» мандаты не могут становиться «рутиной» и должны тонко калиброваться под каждую отдельно взятую ситуацию там, где это действительно необходимо. Тем более что имеющийся опыт наделения миротворцев дополнительными полномочиями, например в ДР Конго и Мали, пока не убедил нас в том, что жертвы, которые приносят миротворцы этих операций, в полной мере оправданы достигнутыми «на земле» результатами.

Потенциал повышения безопасности миротворцев видим, прежде всего, в укреплении их профессиональной подготовки и материально-технического оснащения.

Принцип беспристрастности также является одним из ключевых, в т.ч. в контексте реализации мандатов по защите гражданских лиц. Нельзя, чтобы миротворцы под каким-либо предлогом, даже самым «благородным», вставали на сторону того или другого участника конфликта. Тем более не может быть и речи о применении неких неооновских принципов, которые допускают возможность применения силы в отношении принимающего государства.

Совокупный успех деятельности ООН на миротворческом направлении, как и каждой отдельной миссии во многом зависит от слаженности усилий, вовлеченных в этот процесс участников – прежде всего, Совета Безопасности ООН, Секретариата ООН, стран-поставщиков контингентов (СПК) и принимающих государств. Здесь важно не только добросовестное выполнение своих обязанностей каждым «звеном», но и налаживание эффективного, доверительного и транспарантного взаимодействия между ними.

Новые задачи, стоящие перед Организацией в области миротворчества, по-прежнему требуют всестороннего обсуждения и осмысления государствами-членами и Секретариатом с целью выработки последовательных и сбалансированных подходов, преодоления фрагментарного характера политико-правовой базы, разработки соответствующих доктрин, своевременной подготовки нормативных документов на базе анализа накопленного опыта.

В данной связи важно, чтобы реформирование миротворческой деятельности ООН осуществлялось в строгом соответствии с решениями государств-членов. Их произвольное толкование, как это произошло с концепцией «разведки в миротворчестве/сбора и анализа информации», может негативно сказаться на взаимодействии государств-членов с Секретариатом, а также рискует нанести ущерб авторитету ООН при проведении ОПМ. Исходим из того, что получение данных для осуществления оперативной деятельности ОПМ может осуществляться только в соответствии с Уставом ООН, с согласия принимающего правительства и только для ясно обозначенных, ограниченных легитимных целей: для обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских лиц.

«Гибкое» применение разведпотенциала, его использование в политических целях, в том числе для выполнения «политических» задач мандата, недопустимо. Рассчитываем, что соответствующие выводы будут сделаны, и вскоре мы увидим их результаты.

Также чрезвычайно важной задачей является налаживание конструктивного сотрудничества с принимающим государством. От этого напрямую зависит потенциальный успех ооновских операций. Международное содействие призвано оказывать поддержку местным и региональным усилиям, а не подменять их.

Мандаты миротворческих операций должны быть четкими и реалистичными и в полной мере соответствовать стоящим перед ООН задачам и текущей обстановке «на земле» с упором на устранение специфических для каждого конфликта причин, а не на решение различного рода генерических инициатив. Экономическую оптимизацию миротворческих операций целесообразно сопровождать модификацией мандатов ОПМ с упором на сокращение такого рода «побочных» задач.

Необходимы также продуманные «стратегии выхода» и по мере необходимости трансформации ОПМ в иные формы политического присутствия или поддержки восстановления и развития «страновыми командами» ООН. Здесь важно учитывать мнения как принимающих государств, так и СПК, что позволит избежать искажений в интерпретации мандатов миротворческих операций, их «перегрузки» и, тем самым, повысит эффективность их выполнения.

Важнейшим фактором в осуществлении миротворческих операций является подлинное партнёрство членов международного сообщества. Все большую значимость приобретают усилия региональных и субрегиональных организаций, действующих в зонах своей ответственности в соответствии с Главой VIII Устава ООН

Пожалуй, никто не продвинулся в этом вопросе дальше, чем Африканский союз. Полагаем, что без активных усилий самих африканцев будет невозможно установить прочный мир на всем континенте. Поэтому следует способствовать тому, чтобы именно страны Африки играли основную роль в определении путей установления мира и безопасности согласно сформулированному ими принципу: «африканским проблемам – африканское решение».

Г-н Председатель,

Российская Федерация имеет солидный опыт в вопросе подготовки миротворцев. Российские вузы успешно осуществляют подготовку кадров для африканских правоохранительных органов, в том числе и женщин.

С 2000 г. на базе сертифицированного ООН Центра подготовки Всероссийского (All-Russia) института повышения квалификации МВД России в г.Домодедово в Московской области подготовку прошли более 350 иностранных полицейских-миротворцев.

Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия вооруженных сил Российской Федерации» в городе Наро-Фоминск, а также Международный противоминный центр вооруженных сил Российской Федерации в поселке Нахабино также готовы обучать миротворцев из развивающихся стран.

Выстроена система, которая включает как общую подготовку, так и специализированную, непосредственно перед направлением миротворцев в конкретную миссию.

Будем и далее оказывать всевозможное необходимое содействие укреплению потенциала миротворчества ООН.