Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН С.Б.Кононученко в ходе общей дискуссии оперативного сегмента ЭКОСОС

Г-н Председатель,

Нынешний оперативный сегмент является отправной точкой для усовершенствования системы оперативной деятельности в интересах оказания своевременной и эффективной помощи странам в осуществлении Повестки дня устойчивого развития до 2030 г. (Повестка-2030). Важно, чтобы планируемые изменения не нарушили хрупкий баланс интересов стран-членов, который закреплен в Четырехгодичном всеобъемлющем обзоре политики в области оперативной деятельности системы развития ООН (ООД). В этой связи поддерживаем настрой первого заместителя Генсекретаря ООН А.Мохаммед на постоянный диалог и обмен идеями со странами-членами относительно планируемых изменений. Особенно, если учесть нацеленность Генсекретаря ООН на быстрое проведение реформы, о чем упомянула позавчера первый заместитель Генсекретаря.

1. Хотя осуществление Повестки-2030 является зоной коллективной ответственности, ООД закрепил лидерство в определении приоритетов развития за национальными правительствами. Механизм взаимодействия системы развития ООН и правительств должен быть усовершенствован таким образом, чтобы обеспечить реальное, а не на словах, соблюдение этого принципа. Особенно важно это для стран в уязвимой ситуации, в силу обстоятельств зависящих от международной помощи, включая содействие по линии системы развития ООН. Необходимо признать, что в условиях глобализации суверенное право стран определять свое социально-экономическое развитие должно быть подкреплено гарантированной возможностью отстаивать свою точку зрения в диалоге с внешними донорами, включая систему развития ООН.

2. Установки ООД представляют собой систему сдержек и противовесов, поэтому необходимо обеспечить их равноскоростное выполнение. Таким образом мы избежим перекосов в сторону отдельных направлений деятельности. В этой связи вызывают озабоченность попытки альтернативного прочтения ООД, интерпретирующие сохранение мира (sustaining peace) как отдельное направление оперативной деятельности. Сохранение мира в подобной интерпретации непосредственно не входит в мандат программ и фондов системы развития ООН. Их задача - способствовать ликвидации существующих недостатков социально-экономического развития и препятствовать возникновению новых вызовов в этой области, которые могут привести к возникновению кризисов. Идеи наделить систему несвойственными функциями ведут к риску политизации и подрыва доверия к ней со стороны партнеров.

3. Проведенный Обзор акцентировал необходимость выработки слаженного подхода к выполнению Повестки-2030. Это, однако, не означает, что будущие рекомендации должны касаться исключительно реализации концепции «Единства действий» и стандартных оперативных процедур. Рассчитываем, что в июньском докладе Генсекретаря будут содержаться выводы, касающиеся и других форм взаимодействия системы развития со странами-получателями помощи.

4. ООД предполагает существенное расширение мандата резидентов-координаторов (РК). Однако, бóльшие полномочия означают и бóльшую ответственность. Необходимо гарантировать прозрачность процесса планирования и принятия решений в рамках страновых групп ООН.

5. Хотели бы поддержать озвученный позавчера первым заместителем Генсекретаря тезис о том, что система ООН должна работать как единое целое. В этой связи призываем присмотреться к опыту Европейской экономической комиссии ООН, которая наладила уникальный механизм взаимодействия с Группой развития ООН в лице директора регионального бюро ПРООН для стран Европы и Центральной Азии, что позволяет активно задействовать ее потенциал для реализации рамочных страновых программ.

Благодарю Вас.