Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН
 по взаимодействию с региональными организациями
 в отношении ситуации в Никарагуа

Г-жа Председатель,

Во-первых, я хочу поздравить Вас с началом председательства американской делегации в Совете и пожелать Вам успехов. Но свое  выступление начну не с благодарности за организацию заседания, а с подтверждения нашей твердой позиции: Российская Федерация категорически против обсуждения в Совете Безопасности ООН ситуации в Никарагуа.

Большие вопросы у нас и к приглашенным докладчикам. Не уверен, что члены Совета, поддержавшие такой формат сегодняшнего заседания, отдают себе отчет в том, какие последствия может иметь подобная практика, если она закрепится.

Какой, по-вашему, сигнал может послать Совет Безопасности ООН, если в нем очевиден раскол по данному вопросу? В чем вообще «добавленная стоимость» нашей дискуссии? Разве в мандат СБ входит оказание давления на власти суверенного государства, чтобы заставить пойти на какие-либо изменения, и потакание таким образом антигосударственным силам? После сегодняшнего обсуждения поляризация в Никарагуа может только усилиться. Трудно избавиться от мысли, что «закоперщики» (initiators) именно этого и добиваются.

Видим причину этого в том, что некоторым не дает покоя тот факт, что в мире есть государства, способные вести самостоятельную и независимую политику в интересах своих граждан и не подыгрывать при этом региональным амбициям крупных держав.

Вместо того, чтобы выстраивать отношения с такими государствами на основе взаимного уважения, все силы бросаются на нанесение максимального ущерба их экономике, чтобы спровоцировать общественное недовольство и разжечь в стране нетерпимость с единственной целью – сменить власть.

Сожалеем, что в эти процессы вовлекаются международные и региональные организации.

Инициаторы сегодняшней дискуссии пытаются не замечать, что благодаря предпринятым правительством усилиям ситуация в этой стране в последнее время стабилизировалась. Остающиеся же противоречия должны решаться путем прямого мирного диалога, без давления извне.

Еще раз хочу повторить: для нас очевидно, что никарагуанскому вопросу нет места в повестке дня Совета Безопасности. Этот орган отвечает за поддержание международного мира и безопасности, а внутриполитическая ситуация в Никарагуа таких угроз не несет. Она скорее представляет собой яркий и печальный пример деструктивного внешнего вмешательства. А то, что мы сегодня слышали в начале заседания, заставляет нас сказать: такое впечатление, что Совет Безопасности превращается в некоторое подобие судилища над Никарагуа.  

Если принять на веру слова инициаторов, у неискушенных слушателей может сложиться впечатление, что США действительно заботятся о никарагуанцах. Однако ни для кого не секрет, что подрывная линия Вашингтона в отношении Манагуа имеет давнюю историю. Факт открытого вмешательства США во внутренние дела этого государства подтверждался еще постановлением Международного суда в Гааге 27 июля 1986 года, в рамках так называемого дела «Иран-контрас», когда США пытались финансировать никарагуанских повстанцев в обход собственного законодательства.

Раз уж американское председательство для продавливания никарагуанской темы в СБ вписало ее в региональную перспективу, нельзя не упомянуть о примерах вмешательства Вашингтона во внутренние дела и других латиноамериканских государств. Кубинцы прекрасно помнят вторжение в залив Свиней (Bay of Pigs Invasion), чилийцы вряд ли забудут роль США в свержении правительства Сальвадора Альенде, а венесуэльцы до сих пор слышат в свой адрес прямые угрозы применить военную силу, что является грубейшим нарушением Устава ООН.

Всё это далеко не полный «послужной список» (service record) Вашингтона только в одном регионе. Я уж не говорю о более ранних эпизодах и о доктрине Монро, которая, правда, по отношению к Европе давно не функционирует. Народам Африки, Азии, Ближнего Востока и Тихоокеанского региона тоже есть, что сказать по этому поводу.

На фоне того диктата, который вы даже не утруждаетесь маскировать, особенно неуклюже (awkward) выглядят ваши обвинения в мифическом вмешательстве третьих стран в американскую внутриполитическую жизнь с целью якобы «подорвать великую американскую демократию».

Г-жа Председатель,

Мы много говорим в ООН о важности предотвращения конфликтов. И часто слышим о том, что индикатором надвигающегося кризиса якобы является ситуация в области прав человека. На деле же, как мы в данный момент в очередной раз убеждаемся, т.н. превентивная дипломатия подменяется вопиющим вмешательством в дела суверенного государства. И эта практика дискредитирует само понятие превентивной дипломатии.

Реальность дает нам все больше примеров того, что концепция нарушений прав человека как индикатора конфликтов лукава и лицемерна. Чаще всего бывает как раз наоборот – именно конфликты, в том числе подогреваемые извне, являются причиной массовых нарушений прав человека. Так давайте не будем вмешиваться во внутренние процессы суверенных государств. Ведь вы ведь сами к этому всех призываете. Или это только другим нельзя?

Призываем Вашингтон отказаться от выдержанных в колониальных традициях попыток повлиять на ситуацию в Никарагуа – именно на это, в частности, направлена инициатива «Nica Act», визовые и другие ограничения в отношении никарагуанских чиновников, отмена «статуса временной защиты» для мигрантов из этой страны.

Если США действительно обеспокоены положением граждан этой страны, было бы логично отменить экономические ограничительные меры, введенные по политическим мотивам.

Мы искренне надеемся, что все никарагуанские политические силы проявят благоразумие и будут последовательно налаживать конструктивное и уважительное взаимодействие в рамках действующих законов и конституции.

Благодарю Вас.