Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи
 на заседании Совета Безопасности ООН
 по докладу миссии СПЧ ООН по установлению фактов в Мьянме

Г-н Председатель,

Сегодня на наших глазах Совет Безопасности лишился консенсуса по еще одному важнейшему для работы нашей Организации сюжету. Произошло это из-за неконструктивной и безответственной линии ряда государств, навязавших проведение заседания с обсуждением доклада МУФ СПЧ. Как мы уже отметили в выступлении по мотивам процедурного голосования, не видим абсолютно никакой «добавленной стоимости» в брифинге СБ по данному вопросу.

Нам пришлось обсуждать очень странный доклад. Его легитимность вызывает серьезные сомнения. Он получил массу критических оценок еще в СПЧ со стороны многих делегаций, в т.ч. российской. Этот факт уже свидетельствует о его конфронтационном характере и сам по себе обесценивает всякую дискуссию по вброшенному в СБ документу.

Как известно, Мьянма не сотрудничает с МУФ СПЧ, а представители Миссии никогда не бывали в этой стране. Вряд ли можно считать свидетельства, собранные за пределами вовлеченной стороны, объективными и исчерпывающими. То же самое в полной мере относится к сделанным на их основе «выводам» и «заключениям».

Те, кто «продавливал» обсуждение упомянутого доклада сегодня в СБ, стараются всеми силами принизить значение того, что 30 июля с.г. мьянманские власти сформировали Независимую комиссию по расследованию (Independent Commission on Inquiry), во главе и в составе которой работают авторитетные иностранные представители. Вместо того, чтобы шантажировать и запугивать Нейпьидо, важно было бы как раз оказать данной Комиссии нашу единодушную и всестороннюю поддержку.

После сегодняшнего заседания ни у кого не должно оставаться иллюзий в отношении того, что его инициаторы совершенно не заинтересованы в решении проблемы с рохинджами. Они для них всего лишь повод для беззастенчивого давления на власти суверенного государства, принуждения его сделать то, чего хотят в бывшей метрополии и ее государствах-соратниках. Следующий логичный шаг в этом направлении – продавливание антимьянманских санкций и соответствующих решений СБ. Мы такой курс категорически не поддерживаем.

Говорю так, поскольку сложно не заметить, что в Нейпьидо стремятся решить вопрос с беженцами. Отмечаем, что после визита СБ ООН в Мьянму (в конце апреля – начале мая с.г.) в стране произошел целый ряд положительных перемен. Руководство Мьянмы ведет планомерную работу по выполнению рекомендаций «комиссии К.Аннана» в целях комплексного урегулирования кризиса (в настоящее время выполнена 81 из 88 рекомендаций). Власти неоднократно подтверждали на официальном уровне свою готовность обеспечить поэтапное возвращение всех перемещенных лиц, в том числе из Бангладеш. К настоящему времени мьянманская сторона верифицировала личности свыше 8 тыс. беженцев. Высокой оценки заслуживают меры по развертыванию на территории Ракхайнской национальной области необходимой инфраструктуры для приема и обустройства будущих репатриантов.

Еще один позитивный пример – тесное взаимодействие УВКБ и ПРООН с правительством Мьянмы по имплементации подписанного 6 июня с.г. трехстороннего меморандума о сотрудничестве. Поддерживаем деятельность Спецпредставителя Генсекретаря ООН по Мьянме Кристины Шранер-Бургенер, посетившей страну уже с третьим по счету визитом с 10 по 20 октября. Отмечаем положительный отклик мьянманских властей на предложение об открытии ее офиса в Нейпьидо.

Со своей стороны последовательно выступаем за сбалансированный и неконфронтационный подход при обсуждении ситуации в этой стране и поиске путей нормализации гуманитарной обстановки в Ракхайне, включая решение проблемы рохинджей.

Следует иметь в виду, что существующие в Ракхайне глубинные проблемы имеют многогранный и сложный характер, разрешить их возможно исключительно мирными политико-дипломатическими методами, путем налаживания диалога между властями Нейпьидо и Дакки, представителями всех национальностей и конфессий. Согласованная Мьянмой и Бангладеш договорно-правовая база и действующие координационные механизмы позволяют приступить к практическим шагам на этом направлении. Линия на затягивание сроков запуска процесса репатриации, которая все отчетливее используется внешними силами для оказания дополнительного давления на мьянманскую сторону, – контрпродуктивна.

На данном этапе считаем приоритетным налаживание международного содействия купированию наиболее острых гуманитарных последствий кризиса. При этом исходим из необходимости предоставления помощи как Бангладеш, так и Мьянме. Убеждены, что роль международного сообщества должна также заключаться в оказании помощи Нейпьидо и Дакке по реализации уже имеющихся договоренностей.

Рассматриваем ракхайнскую проблематику в общем контексте масштабных вызовов и задач, стоящих перед демократически избранным руководством Мьянмы. Не поддерживаем попытки возложить на Нейпьидо или отдельные мьянманские круги всю полноту ответственности за решение кризиса, оставляя за скобками необходимость борьбы с террористическими группами, прежде всего, «Армией освобождения рохинджей Аракана» (АРСА), вылазки которой во многом спровоцировали сложившуюся в РНО ситуацию. Такие действия лишь отдаляют перспективы достижения прочного межнационального мира внутри страны и обеспечения ее эффективного сотрудничества с международным сообществом.

Полагаем, что содействие правительствам Мьянмы и Бангладеш для урегулирования ситуации вокруг РНО необходимо оказывать в духе равноправия и взаимоуважения. Сегодняшнее заседание, к сожалению, этому отнюдь не способствует.

Благодарю за внимание.