Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на брифинге в Совете Безопасности ООН в связи с рассмотрением доклада Прокурора Международного уголовного суда Ф.Бенсуды о расследовании ситуации в Ливии

Г-н Председатель,

Обстановка в Ливии остаётся непростой. К сожалению, продолжают гибнуть люди, в том числе и гражданское население. Рассчитываем, что специальный представитель Генерального секретаря по Ливии г-н Гассáн Салáме в рамках представленного им плана сделает всё возможное для дальнейшего развития широкопредставительного межливийского диалога под эгидой ООН.

В помощь ООН потребуется консолидированное международное содействие, в том числе со стороны региональных «игроков», на основе уважения суверенитета Ливии и без скрытой повестки дня. Скорейшему восстановлению единства страны и её государственных институтов на условиях, которые определили бы сами ливийцы, нет альтернативы. Достижению этих целей должна способствовать и работа в рамках осуществления международного правосудия и предотвращения безнаказанности.

Мы принимаем к сведению четырнадцатый доклад Прокурора МУС по расследованию ситуации в Ливии.

Судя по его содержанию, за истекшие полгода прорывов по основным сюжетам не произошло: МУС по-прежнему действует избирательно. За шесть лет так и не было возбуждено ни одного дела по предполагаемым преступлениям повстанцев. От рассмотрения вопроса о жертвах среди мирного населения в результате ударов НАТО прокуратура МУС самоустранилась.

В докладе по-прежнему нет информации о том, что Суд намерен делать со злодеяниями ИГИЛ. К примеру, сообщения о нападении террористов на здание суда в Мисурáте 4 октября просто «принимаются к сведению» (note). И это притом, что Суду должно быть хорошо известно о том, какое значение придаётся в ООН привлечению к ответственности террористов ИГИЛ.

Выражая обеспокоенность по поводу действий Армии в районе Дéрны в последние месяцы, МУС не предъявляет претензий моджахедам, которые фактически держат в заложниках местное население.

Обратили внимание на то, что МУС заинтересовался предполагаемыми преступлениями против беженцев и мигрантов в Ливии, утверждая, что при определённых обстоятельствах некоторые из них могут подпадать под его юрисдикцию. Очевидно, что в «чёрный бизнес» нелегальной миграции включены как ливийские теневые структуры, так и действующие в средиземноморском регионе криминальные сети. Будем ждать информации о работе Суда на этом направлении.

Г-н Председатель,

Что касается попыток в докладе в очередной раз представить ливийское досье как возложенное Советом Безопасности бремя на Суд, наша позиция остаётся неизменной. Прежними остаются и общие выводы нашей делегации относительно опыта передачи дел Советом в МУС, озвученные в ходе предыдущих брифингов прокуратуры.

Благодарю Вас.