Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации М.В.Мусихина на пленарном заседании 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня «Мировой океан и морское право»

Г-н Председатель,

Наша страна всегда приветствовала плодотворное взаимодействие государств по вопросам Мирового океана. Такое сотрудничество стало возможным благодаря прочной правовой основе.

Наша делегация в этой связи поддерживает проекты резолюций Генеральной Ассамблеи по тематикам морского права (A/73/L.35) и устойчивого рыболовства (A/73/L.41).

В ежегодной омнибусной резолюции «Мировой океан и морское право» подчеркивается универсальный и единый характер Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, подтверждается, что Конвенция предписывает юридические рамки осуществления всей деятельности в Мировом океане, что она имеет стратегическое значение как основа для национальных, региональных и всемирных действий и сотрудничества в морском секторе. Важно поддерживать ее целостность. Необходимо обеспечивать неприкосновенность основ правового режима деятельности на море, установленных Конвенцией.

Наша делегация выступает за эффективное применение существующих правовых инструментов, принятых на основе Конвенции ООН по морскому праву, а также в пользу слаженной работы глобальных, региональных и секторальных органов. Особо отмечаем успешное взаимодействие в рамках Соглашения 1995 года по трансграничным рыбным запасам и созданной в соответствии с ним сети региональных рыбохозяйственных организаций.

Практика применения Соглашения 1995 года доказала, что оно является надежным инструментом регулирования вопросов рыболовства за пределами национальной юрисдикции с учетом баланса интересов устойчивого промысла и сохранения морской среды. Призываем государства сотрудничать в целях учреждения новых и повышения эффективности существующих региональных рыбохозяйственных организаций. Приглашаем остающиеся государства стать его участниками.

Г-н Председатель,

Особого внимания требует обсуждение вопросов сохранения и устойчивого использования морского биоразнообразия за пределами национальной юрисдикции. Итоги состоявшейся ранее в этом году первой сессии межправительственной конференции по этой тематике (4-17 сентября 2018 года) свидетельствуют о том, что крайний разброс позиций по-прежнему сохраняется. Призываем делегации придерживаться взвешенного и поступательного подхода, который позволил бы выйти на решения исключительно на основе консенсуса.

Г-н Председатель,

Важную роль продолжают играть конвенционные органы – Международный трибунал по морскому праву, Комиссия по границам континентального шельфа и Международный орган по морскому дну. Считаем важным их адекватное ресурсное обеспечение. Приветствуем решение государств предоставить членам Комиссии по границам континентального шельфа возможность участия в схеме медицинского страхования, используемой в Центральных учреждениях.

Г-н Председатель,

Теперь в отношении заявлений делегации Украины, которая в очередной раз занялась пропагандой своей позиции в двустороннем арбитражном разбирательстве. Со своей стороны, комментировать текущие судебные и арбитражные процессы в политическом органе ООН – Генеральной Ассамблее – мы не собираемся.

Видно, что украинской делегации нужно отработать внутреннюю повестку дня, распространять в Генеральной Ассамблее ложь и разного рода юридические и политико-экономические небылицы. Теперь, как обстоят дела на самом деле.

Крымский мост спроектирован таким образом, чтобы не создавать препятствий для судоходства. Максимальная высота пролетов над уровнем моря составляет 35 м, что обеспечивает прохождение под ними подавляющего большинства судов с осадкой до 8 м. Два основных украинских порта на Азове - Бердянск и Мариуполь - в принципе не могут принимать суда с большей осадкой.

Пограничный осмотр судов осуществляется, как правило, в период якорной стоянки при ожидании своей очереди на лоцманскую проводку и занимает в большинстве случаев не более 3-х часов. Он не носит дискриминационного характера. С 1 апреля по 31 октября 2018 года Погранслужба провела в акватории Азовского моря 1492 осмотра судов (из них под флагом Украины - 31 судно, России - 53, третьих государств - 1408). Коммерческое судоходство через пролив, как видно из этих цифр, идет полным ходом и будет продолжаться.

Кстати, усиление пограничного контроля в азовской акватории вызвано необходимостью обеспечения безопасности граждан и стратегических объектов инфраструктуры как раз в связи с постоянными угрозами украинских радикалов, в том числе из официальных лиц. В пользу соразмерности принимаемых мер свидетельствуют ранее совершенные и предотвращенные диверсионно-террористические акты (подрыв опор линии энергопередач в Херсонской области в 2015 году с целью «обесточивания Крыма»; задержание катера, направлявшегося к опорам крымского моста для проведения диверсионных действий).

Теперь что касается недавнего инцидента. 25 ноября украинские военные корабли, двигаясь в сторону Керченского пролива, шли через территориальное море России в Черном море. Правила осуществления мирного прохода при этом были нарушены грубейшим образом. Не было подано соответствующих уведомлений, корабли не отвечали на позывные и не подчинялись требованиям кораблей российской Погранслужбы.

Примечательно, что при проходе двух военных кораблей Украины через Керченский пролив в сентябре этого года все эти формальности были соблюдены украинской стороной.

Поэтому очевидно, что игнорирование этих формальностей военными кораблями Украины 25 ноября являлось намеренным и демонстративным нарушением законов и правил, хорошо известных властям в Киеве. Кстати, в момент, когда украинские корабли устроили свою провокацию, в районе Керченского пролива находились 166 гражданских судов. Небезопасное маневрирование украинских кораблей создало реальную угрозу для их безопасности.

Г-н Председатель,

Статистическая и фактологическая информация наглядно подтверждает, что Россия в полной мере обеспечивает безопасность судоходства через Керченский пролив, своим действиями способствуя дальнейшему развитию коммерческих и иных связей с портами Азовского моря. Что касается Крыма, то Россия как прибрежное государство обладает суверенитетом, пользуется суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в морских пространствах вокруг Крыма, согласно международному праву.