Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на заседании СБ ООН по мотивам голосования после голосования по резолюции о деятельности Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов

Сегодня наша делегация воздержалась при голосовании, как и при голосовании резолюции по аналогичному сюжету в 2016 году. Тогда мы выражали серьезную озабоченность по поводу переназначения тех же должностных лиц из печально известного Международного трибунала по бывшей Югославии.

Сегодня наши опасения вокруг этих кадровых решений оправдываются. Очередной двухлетний цикл работы Остаточного механизма завершается, и ситуация в этом органе далеко не безоблачная. Проблемы есть и в подходах к правосудию, и в вопросах внутреннего администрирования и кадровой политики. На заседании Совета 6 июня наша делегация озвучивала оценки на этот счет. Повторяться не будем.

Вместе с тем хотели бы обратить внимание Совета на один серьезнейший вопрос. Речь идет о праве на жизнь, об обеспечении обвиняемых своевременной и надлежащей медицинской помощью.

Мы не раз призывали МТБЮ провести качественное обследование и лечение Ратко Младича, а если это непосильная задача для тюремных врачей - временно освободить его для целей лечения в России под наши исчерпывающие гарантии. К сожалению, Трибунал раз за разом отказывал защитникам подсудимого в удовлетворении этого ходатайства. Точно так же были отвергнуты и гарантии Сербии. Самое последнее ходатайство о временном освобождении генерала было отклонено Механизмом 8 июня.

При изучении материалов дела Р.Младича, размещенных в открытом доступе на сайте Механизма, всплывает любопытная информация.

Из документа Секретаря Механизма, посвященного докладу независимых медицинских экспертов, можно сделать вывод, что г-н Младич с опасением относится к врачам пенитенциарного учреждения ООН и не хочет следовать предписанному ими курсу лечения. При этом адвокатам отказывают в присутствии во время общения Р.Младича с тюремными врачами – при наличии желания подсудимого на такое присутствие. Предлог надуманный – медицинская этика.

О какой медицинской этике, основанной на доверии между врачом и пациентом, может идти речь, если, по утверждениям адвокатов, медицинская служба Механизма скрывает за стикерами часть электрокардиограммы г-на Младича, фактически подтасовывая данные. При этом даже та медицинская информация, которую администрация не смогла утаить, позволила стороне защиты сделать выводы о том, что вот уже в течение трех месяцев состояние подсудимого серьезно ухудшается. Адекватного лечения он не получает. А власти пенитенциарного учреждения ООН пытаются всячески выгородить себя и оправдать свою некомпетентность. В этой связи возникает вопрос, а судьям информация о состоянии здоровья подсудимого подается в таком же отредактированном виде?

Борьба адвокатов г-на Младича с администрацией пенитенциарного учреждения ООН по поводу состояния его здоровья продолжается уже несколько месяцев. Все ходатайства защиты раз за разом отвергаются апелляционной палатой и ее председателем. Дело дошло уже и до ходатайств о дисквалификации судей по причине их предвзятости.

В этой связи хотелось бы задать вопрос руководству Механизма: осознает ли оно, к чему может привести эта скандальная ситуация?