Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по пункту повестки дня «Доклад Международного трибунала по бывшей Югославии» и «Доклад Остаточного механизма»

Г-н Председатель,

Сегодня Совет Безопасности в последний раз обсуждает доклад Международного трибунала по бывшей Югославии. 31 декабря после многочисленных отсрочек он, наконец, заканчивает свою деятельность.

Учреждение Трибунала в 1993 году было весьма смелым шагом со стороны Совета. Все мы полагали тогда, что созданный под эгидой Совета орган выступит в роли беспристрастного инструмента правосудия и внесет свой вклад как в процессы примирения в регионе, так и в развитие международного уголовного правосудия в целом. Сейчас, через 24 года, мы вынуждены со всей определенностью констатировать, что c этими задачами Трибунал, к сожалению, не справился.

МТБЮ оказался наглядным образцом того, что именуется двойными стандартами. Трибунал не смог стать равноудаленным и независимым органом, как того требуют интересы подлинного, а не «выборочного» (selective) правосудия. Показательно, что за время существования МТБЮ абсолютное большинство тех, кому вынесены приговоры, составили сербы – их более 60%, в совокупности они получили более 1 000 лет тюремного заключения.

Взятая Трибуналом за основу однобокая антисербская трактовка трагических событий 1990-х годов на пространстве бывшей Югославии не только не поспособствовала осуществлению базового принципа неотвратимости наказания за военные преступления, но и подорвала процесс восстановления взаимного доверия на Балканах. Недавний приговор Ратко Младичу стал продолжением этой политизированной и предвзятой линии. Ее другая сторона – ряд оправдательных приговоров в отношении обвиняемых из числа представителей других сторон конфликта.

Не понесли наказания, среди прочих, и бывшие командиры «Освободительной армии Косово». Общеизвестно, насколько скандальным был данный процесс. Впервые в истории международного правосудия свидетели в таких масштабах подвергались неприкрытому шантажу и запугиванию. Причем такие действия совершались в атмосфере полной безнаказанности и при попустительстве международных присутствий в Косово.

 

МТБЮ последовательно закрывал глаза на противоправный характер силовой операции НАТО на Балканах. Напомним, что ее результатом стала гибель гражданского населения, а также масштабные разрушения. За это варварство никто так и не ответил.

Трибунал оказался далек от общепринятых стандартов и в вопросах обеспечения сроков судопроизводства и фундаментальных прав обвиняемых на жизнь, охрану здоровья и справедливое судебное разбирательство.

Например, МТБЮ войдет в историю как суд, которому для вынесения приговора потребовалось продержать Воислава Шешеля только в предварительном заключении 11 с лишним лет.

Об уровне медицинского обслуживания заключенных свидетельствует количество смертей обвиняемых, находившихся под юрисдикцией Трибунала. В свое время настоящим шоком стала смерть в Гааге Слободана Милошевича. К сожалению, этот пример не единственный.

Удивительно, но будучи неспособным обеспечить адекватное обследование и лечение обвиняемых, Трибунал раз за разом отказывал стороне защиты в удовлетворении ходатайств о временном освобождении для целей лечения в России, несмотря на предоставленные нами исчерпывающие гарантии. Не стало исключением и соответствующее ходатайство Ратко Младича. Его адвокаты направили в этой связи соответствующее обращение в адрес Генерального секретаря, которое, надеемся, будет рассмотрено самым внимательным образом.

На заключительном этапе работы Трибунала также не обошлось без трагедии. Прямо в зале суда совершил самоубийство Слободан Прляк. Здесь уже серьезные вопросы к обеспечению безопасности и режиму содержания заключенных.

Трибунал дважды не смог уложиться в сроки сворачивания своей работы, установленные Советом Безопасности. В резолюциях Совет неоднократно просил Трибунал не только не затягивать процессы, но и пересмотреть заявленные сроки рассмотрения дел в сторону их сокращения. Этого так и не произошло.

За последние два года новому руководству Трибунала удалось не допустить новых задержек, справиться с последствиями оттока персонала. Это свидетельствует о том, что должное планирование судопроизводств на деле возможно, а объяснения прошлых лет – не более чем отговорки.

Г-н Председатель,

Работа Трибунала по бывшей Югославии еще будет анализироваться историками и специалистами в области уголовного права. Со своей стороны убеждены, что целый ряд его решений дискредитировали саму идею международного правосудия. Многие действия МТБЮ подстегнули взаимное недоверие народов на пространстве бывшей Югославии. В результате надежды на восстановление мира посредством осуществления правосудия существенно подорваны.

Сомневаемся, что Совету Безопасности стоит повторять эксперименты по созданию такого рода трибуналов в будущем.

Г-н Председатель,

Наша делегация разделяет мнение руководства МТБЮ относительно уроков, которые должны быть извлечены из деятельности Трибунала. По этой причине мы намерены внимательно отслеживать все процессы, идущие в Остаточном механизме, и учитывать их, в том числе, в ходе ближайшего обзора его деятельности Советом Безопасности.

Как мы неоднократно отмечали, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1966 (2010) Остаточный механизм – временная структура со строго ограниченным мандатом, а не новый международный трибунал. Именно поэтому в его официальном названии присутствует слово «остаточный».

Ожидаем также, что руководство и персонал Остаточного механизма сосредоточатся на скорейшем завершении переданных ему после закрытия МТБЮ вопросов, обеспечении максимальной эффективности и соблюдения стандартов правосудия, включая сроки судопроизводства.

Важное значение имеет предстоящий в 2018 году обзор  деятельности Остаточного механизма Советом Безопасности. От проведения обзора зависит продление работы Механизма на очередной двухлетний период. Призываем отнестись к нему предельно серьезно. В целом исходим из того, что уже на данном этапе, когда начинается рассмотрение Механизмом соответствующих апелляций, Совету пора задуматься о подходах к сворачиванию деятельности Механизма.

В ответ на выступление делегации Украины:

Г-н Председатель,

К сожалению, украинская делегация в очередной раз использовала заседание Совета Безопасности, чтобы отвлечь внимание от обсуждавшихся вопросов. Хотели бы напомнить, что именно нынешние  власти в Киеве развязали вооруженное противостояние с собственным народом на юго-востоке страны. Его результатом стали многочисленные жертвы среди гражданского населения и разрушение инфраструктуры. Если украинская делегация хочет воспользоваться опытом МТБЮ для привлечения виновных к ответственности, то первыми клиентам правосудия станут нынешние власти в Киеве и их пособники.