Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя при ООН В.А.Небензи перед голосованием по американскому проекту резолюции Совета Безопасности ООН об атрибутивном механизме

Г-н Председатель,

Делегация США сегодня вновь пытается ввести в заблуждение международную общественность и делает ещё один шаг в направлении конфронтации, поставив на голосование проект резолюции, не пользующийся единодушной поддержкой членов Совета Безопасности. Это неправда, что там учтены почти все наши требования.

Данный текст – не что иное, как попытка воссоздать в неизменном виде бывший Совместный механизм по расследованию случаев применения химического оружия в Сирии (СМР). Россия неизменно подчёркивала, что такой подход не поддержит. СМР стал марионеткой в руках антидамасских сил и покрыл себя позором, вынеся без заслуживающих доверия доказательств обвинительный приговор суверенному государству.

В американском проекте досконально воспроизводятся все порочные методы работы бывшего механизма. Новый механизм вёл бы расследование, как ему заблагорассудится, без оглядки на стандарты Конвенции о запрещении химического оружия. Это не имеет ничего общего с независимостью, о которой на словах пекутся авторы и их ближайшие союзники. Мы знаем цену этой независимости. Это самая настоящая анархия и манипулирование.

На всех этапах работы над американской инициативой мы настаивали, что Генеральный секретарь ООН должен подбирать кадровый состав следственного механизма на основе максимально широкой географической представленности с его последующим утверждением Советом Безопасности. Посещение мест инцидентов и чёткое соблюдение принципа последовательности действий при обеспечении сохранности вещественных доказательств должны быть не факультативными, а обязательными рабочими принципами.

Совет Безопасности коллективным решением определял бы ответственных в том или ином происшествии с использованием химического оружия на основании достоверной доказательной базы, которая не оставляла бы никаких сомнений в верности выводов.

Ничего этого в американском проекте нет. Авторы знают, что он противоречит российской позиции и не будет принят. Тем не менее упрямо гнут свою линию.

Ясно, что сегодняшний провокационный шаг не имеет ничего общего со стремлением расследовать происшествие в сирийской Думе 7 апреля. Для первичного установления фактов не нужен атрибутивный механизм. Даже если представить себе невероятную ситуацию, что решение по его созданию сегодня будет принято, на формирование механизма и отладку его работы уйдёт несколько месяцев. Установление виновных – это конечный элемент очень длинной цепочки действий.

Я ещё раз хочу при всех задать вам вопрос: зачем вам механизм, когда вы уже назначили виновных до расследования? Вам это расследование не нужно. Ничего слышать вы не хотите. Не хотите слышать, что в Думе не обнаружено никаких следов химической атаки. Вы просто всё это время искали предлог. Вот он и был «любезно» предоставлен провокаторами из «Белых касок».

Интересно, что всё это напоминает какое-то «весеннее обострение». Ведь ровно год назад, в апреле 2017 года, всё развивалось по похожему сценарию: химическая провокация в Хан-Шейхуне – ракетный удар.

На самом деле авторы движимы совсем иными приоритетами. Они как раз уповают на то, что решение не будет принято. Они хотят этого. Этот факт они положат в «копилку» доводов для обоснования силовых действий против Сирии. Вашингтонская Администрация уже несколько дней держит в напряжении международное сообщество, походя рассуждая о готовящихся «важных решениях». Только вчера мы слышали, с какой тревогой говорил о текущей эскалации, выходящей за пределы Сирии, спецпосланник Генерального секретаря С.де Мистура. Этим же, мы знаем, обеспокоен и Генеральный секретарь ООН.

Ясно, что под огнём пропаганды в очередной раз окажется Россия. Моя американская коллега будет старательно подсчитывать количество российских вето по Сирии. Не исключаем, она взяла на себя «капиталистическое обязательство» добиться безрассудной политикой США какого-то личного рекорда в этом отношении. Мы применяем вето для того, чтобы защитить международное право, мир и безопасность и чтобы не дать вам вовлечь Совет Безопасности в ваши авантюры.

Вы нам говорите, что мы кого-то покрываем. Россия находится в Сирии по приглашению законного правительства этой страны для борьбы с международным терроризмом в соответствии с Уставом ООН. А кого покрываете вы? Боевиков и террористов.

Если вы приняли решение осуществить незаконную военную авантюру (надеемся, что вы всё-таки одумаетесь), отвечайте за неё сейчас сами. А вы хотите использовать вброс в Совет Безопасности этой резолюции, которая долгое время лежала на полке, чтобы найти предлог. Вы сами об этом говорили неоднократно – если Совет не примет решение вы сами будете принимать решение. Зачем вы целенаправленно подрываете авторитет Совета, выдвигая заведомо непроходную резолюцию? И об этом вам вчера многие говорили в ходе консультаций СБ.

Призываем американскую сторону трезво взвесить конфронтационный потенциал, одуматься и отказаться от голосования по своему проекту. Россия не может его поддержать.

Благодарю Вас.