Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности по ситуации на Ближнем Востоке

Г-н Председатель,

Я хотел поздравить Вас со вступлением в свои обязанности 9-го января в ходе нашего первого регулярного заседания в Совете Безопасности, но американская делегация не оставила мне другого выбора кроме того, как сделать это сегодня.

Это касается также и вновь прибывших членов Совета, которых я рад видеть в этом зале. Выражаю надежду на тесное и плодотворное сотрудничество с ними, а также хочу выразить благодарность своим товарищам, покинувшим Совет, которых я вижу сегодня в зале.

Г-н Председатель,

Сегодня, к сожалению, мы в очередной раз являемся свидетелями того, как Соединенные Штаты злоупотребляют площадкой Совета Безопасности. Зачем США, постоянный член Совета Безопасности и один из авторов Устава ООН, подрывают авторитет СБ как главного органа, ответственного за поддержание международного мира и безопасности? Ведь для всех очевидно, что выбранная сегодня тема не соотносится с уставными прерогативами Совета Безопасности. И прозвучавшие сегодня ссылки на Ст. 34 Устава ООН применительно к этой ситуации абсолютно не уместны. Это должно быть очевидно всем, кто еще раз прочитает Ст. 34 Устава.

Мы неоднократно обращали внимание на недопустимость использования надуманных предлогов для включения в повестку дня сугубо внутриполитических сюжетов. Зачем США прибегли к этому шагу сегодня, когда внутриполитическая ситуация в Иране нормализовалась? Кстати, нам за это следовало бы поблагодарить Вашингтон, поскольку во многом в результате его энергичных поощрительных и побудительных мессаджей иранскому народу произошла консолидация иранского общества на почве антиамериканских настроений. Такое впечатление, что необъяснимая рационально аллергия на эту страну застилает глаза в оценке происходящих там событий, и желаемое выдается за действительное. Мы, разумеется, сожалеем о потере человеческих жизней в результате не таких уж и мирных демонстраций. Но дайте Ирану самому разобраться со своими проблемами.  Тем более, что это и происходит.

Вы распыляете энергию Совета. вместо того чтобы направить ее на разрешение острых кризисных ситуаций в Афганистане, Сирии, Ливии, Ираке, Йемене, КНДР, на африканском континенте, вы предлагаете заняться вмешательством во внутренние дела государств. А мы не хотим быть причастными к дестабилизации в Иране или где бы то ни было. Давайте лучше предметно обсудим ситуацию в сфере ближневосточного урегулирования, включая палестинский вопрос.

Если следовать вашей логике, то надо было инициировать заседание СБ после известных событий в Фергюсоне (штат Миссури) или когда на Манхэттене силовыми методами разгоняли движение «Occupy Wall Street». Или, может быть, давайте предложим провести заседание СБ, когда в какой-нибудь западной стране прокатится волна демонстраций?

Г-н Председатель,

Не надо далеко углубляться в историю для того, чтобы привести многочисленные примеры, к чему приводят недальновидные действия сопровождающиеся вмешательством во внутренние дела, попытками сменить «неугодные» режимы и навязать свои «рецепты демократизации».

К сожалению, из-за многочисленных нарушений и пренебрежения основополагающими принципами устава ООН, такими как независимость и суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров, обстановка во многих еще недавно стабильных странах Ближнего Востока стала ужасающей. Оккупация Ирака под откровенно лживым предлогом, последствия которой до сих пор лежат тяжелым бременем на народе этой страны, грубое манипулирование мандатом Совета Безопасности, обернувшееся разрушениями и неослабевающим хаосом в Ливии, методичное подстрекательство к разжиганию огня междоусобной войны в Сирии и заигрывания с террористами, война в Йемене – все эти незаживающие раны еще долго будут напоминать о пагубности идеологии геополитической инженерии и стремления вершить судьбы других государств и народов. Об этом, правда, предпочитают не вспоминать, а когда мы об этом напоминаем, делать вид, что это их не касается.

Нас иногда спрашивают, почему мы настороженно относимся к концепции предупреждения насильственного экстремизма (prevention of violent extremism). Подход американской делегации к происходящему в Иране – удачный пример, чтобы проиллюстрировать суть наших озабоченностей. Источником проблем объявляется «подавление мирных протестов», «жестокость и недемократичность режима»; проводится параллель с событиями в Сирии в 2011 году; декларируется наличие угрозы международному миру и безопасности; таким образом обосновывается необходимость внешнего вмешательства во внутренние дела Ирана. Именно такого рода схемы заложены в продвигаемом США и некоторыми другими странами видении насильственного экстремизма и его движущих сил. Между тем как раз подстрекательство извне, призывы к так называемым «переменам» и могут способствовать радикализации и насилию, будь то в Иране или какой-либо другой стране.

Г-н Председатель,

Истинная подоплека причин созыва сегодняшнего заседания кроется не в попытках защитить права человека и интересы иранского народа, а в завуалированной попытке использовать текущий момент для продолжения линии на подрыв Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (СВПД). Схожие оценки текущей ситуации прозвучали накануне в Берлине и Париже.

Считаем недопустимыми попытки преднамеренно расшатывать и подрывать приверженность международного сообщества СВПД, являющегося основным достижением последних лет в области ядерного нераспространения и дипломатических усилий по обеспечению регионального и международного мира и безопасности. Особенно в условиях, когда МАГАТЭ стабильно подтверждает полное выполнение Ираном своих обязательств. Вместо этого, США продолжают вводить односторонние рестрикции, которые идут вразрез с международным правом. Нас не оставляет вопрос: у вас есть какие-то иные средства в дипломатическом инструментарии, кроме санкций?

Вместо того, чтобы пытаться вовлечь Совет во вмешательство во внутренние дела государств, Совету было бы неплохо оказать поддержку полезным инициативам о налаживании регионального диалога по вопросам безопасности, в рамках которого можно было бы найти ответы на многие вопросы и озабоченности. Россия выдвинула инициативу по созданию мер доверия в районе Персидского залива. До сих пор остается невыполненным соответствующее положение резолюции СБ 598 от 1987 года, в которой дается поручение Генеральному секретарю разработать в консультациях с региональными сторонами меры безопасности и стабильности. Было бы полезным обратить внимание на идеи Генерального секретаря по запуску процесса политического диалога для урегулирования существующих разногласий среди ключевых стран региона.

Г-н Председатель,

Хочется верить, что заседаний, подобных этому, больше не будет ни под Вашим председательством, ни в последующем, и Совет займется той работой, которая возложена на него Уставом ООН.

Благодарю Вас.