Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на открытом заседании Совета Безопасности ООН по легкому и стрелковому оружию

Г-н Председатель,

Благодарим Высокого представителя Генерального секретаря по вопросам разоружения г-жу И.Накамицу за представление доклада Генсекретаря по тематике легкого и стрелкового оружия. Документ в целом учитывает всё весьма непростое многообразие рассматриваемой проблематики, однако, в то же время, в нем присутствует и ряд спорных моментов, на которые хотели бы обратить внимание.

Россия последовательно выступает за повышение роли ООН в координации усилий международного сообщества, направленных на решение проблемы незаконного оборота ЛСО. Нелегальный оборот оружия остается основным источником подпитки террористических и экстремистских группировок, одним из основных факторов расширения и обострения локальных конфликтов, вооруженного насилия.

Несмотря на определенный прогресс по ряду направлений, принципиального улучшения ситуации в противодействии нелегальному обороту ЛСО в мире пока добиться не удалось. Темпы реализации Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли ЛСО во всех ее аспектах и борьбе с ней остаются недостаточными. Наблюдается пробуксовка и в осуществлении Международного инструмента по отслеживанию незаконного ЛСО.

«Черные и серые рынки» ЛСО продолжают подпитывать террористов, экстремистов, незаконные вооруженные формирования, организованную и уличную преступность, различного рода конфликты. В этой связи, давно назрела необходимость дополнить Программу действий ООН положениями, которые позволили бы значительно снизить риск попадания оружия из легального оборота в незаконный, а именно:

Первое, ввести универсальный запрет на передачу всех видов ЛСО субъектам, не уполномоченным правительствами государств-получателей;

Второе, предусмотреть строгое регулирование и прямой контроль государствами брокерской деятельности, осуществляемой под их юрисдикцией, связанной с экспортом оружия, а также максимально ограничение число самих брокеров;

Третье, ввести запрет на реэкспорт полученного по импорту ЛСО без письменного согласия государства-первоначального экспортера;

Четвертое, запретить производство ЛСО по истекшим лицензиям или без таковых от стран-владельцев технологий его производства.

Основой для таких мер могла бы служить соответствующая лучшая практика государств, в том числе России, которая имеет в этом отношении развитое законодательство.

Мы, со своей стороны, готовы оказывать содействие государствам, заинтересованным в изучении российского опыта для укрепления своих законодательств и правоприменительных действий во всех областях контроля за ЛСО.

Г-н Председатель,

В контексте формировании критериев эффективности Программы действий не можем не обратить внимание на то, что стандартизированная электронная форма для представления ежегодных национальных докладов оставляет за скобками потенциально значимую для других государств-членов ООН информацию о передовых разработках в сфере выполнения Программы действий или, напротив, о сути имеющихся проблем в этой области.

В отличие от многих других стран Россия последовательно представляет свой национальный доклад об осуществлении Программы действий в виде отдельного документа, дающего целостное представление о всестороннем ее выполнении.

Г-н Председатель,

С содержательной точки зрения Международный договор о торговле оружием (МДТО) является откровенно слабым документом, не позволяющим в полной мере решать предусматриваемые им же задачи. К примеру, в МДТО отсутствуют прямые запреты на безлицензионное производство вооружений и передачи оружия негосударственным субъектам, а также положения, которые регламентировали бы порядок реэкспорта продукции военного назначения. Вследствие этого сохраняются риски попадания оружия в руки преступников и террористов, а также угрозы дальнейшей дестабилизации обстановки в различных «горячих точках».

Серьезные вопросы вызывает и применение договора на практике. На наш взгляд, недопустимо, когда отдельные участники продолжают напрямую или опосредованно поставлять продукцию военного назначения в зоны внутренних вооруженных конфликтов. Особую обеспокоенность у нас в этой связи вызывают передачи оружия и боеприпасов Украине в 2015-2017 годах.

С одной стороны, нас призывают скорее присоединиться к МДТО, призванному установить общие стандарты для регулирования международной торговли обычными вооружениями, поощрять транспарентность и ответственное поведение государств-участников в этой области. С другой, – нам фактически дают понять, что к этим стандартам может применяться избирательное толкование. Например, как понимать в данном контексте опубликованное 13 декабря постановление правительства Канады о внесении Украины в список стран, которым разрешена поставка летального оружия?

Уже достаточно давно стоит на месте и процесс универсализации МДТО: к настоящему времени его участниками являются лишь 93 государства, что не составляет даже и половины от общего числа членов ООН. Также застыло на отметке «131» и число стран, подписавших договор. Трудно не заметить и существенное снижение числа делегаций-наблюдателей на ежегодных конференциях МДТО.

Не выдерживает никакой критики и дисциплина по предоставлению ежегодной отчетности: из 80 государств, которые были обязаны в текущем году предоставить национальные доклады о передачах продукции военного назначения за рубеж, это сделали лишь 49. Прошлогодний показатель – 51.

Г-н Председатель,

Российская Федерация разделяет озабоченности мирового сообщества, связанные с неконтролируемым распространением ЛСО, выступает за дальнейшую консолидацию международных усилий по противодействию ему  под эгидой ООН.

В этом контексте придаем большое значение намеченной на будущий год Обзорной конференции Программы действий ООН. Надеемся, что это мероприятие внесет практический вклад в решение острой и актуальной проблемы попадания ЛСО в незаконный оборот.

Благодарю Вас.