Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя при ООН В.А.Небензи по мотивам голосования по проекту резолюции СБ ООН по санкционной проблематике Ливии

Г-н Председатель,

Мы не смогли поддержать подготовленный Великобританией проект резолюции. Наши принципиальные и должным образом обоснованные замечания учтены не были.

Авторы включили в резолюцию положение, закрепляющее сексуальное и гендерно-мотивированное насилие в качестве отдельного критерия подведения под санкции, хотя такого рода деяния вполне укладываются в существующие критерии листинга.

Наличие прецедентов в центральноафриканском и южносуданском санкционных комитетах не означает, что эту практику нужно автоматически распространять на все страновые ситуации. Каждая из них – уникальна.

Гендерный компонент, неоправданно появляющийся в работе группы экспертов Комитета 1970 Совета Безопасности, будет отвлекать этих специалистов от их прямых обязанностей.

Резолюция принимается по Главе VII Устава ООН, в соответствии с которой СБ определяет наличие угрозы международному миру и безопасности, а также выносит решение по принимаемым мерам. Это является основной прерогативой Совета. Тематика сексуального насилия рассматривается на специализированных площадках – например, в Совете ООН по правам человека или Комиссии ООН по положению женщин. Нужно соблюдать соответствующее «разделение труда». Иначе вместо урегулирования конфликтов Совет Безопасности должен будет гоняться за насильниками и урезонивать домашних тиранов.

Сексуальное и гендерно-мотивированное насилие является одной из составляющих общего уровня преступности в любой отдельно взятой стране. К примеру, данные из открытых источников говорят, что в Швеции фиксируется устойчивый рост случаев сексуального насилия, а в Нидерландах показатель насилия против женщин является одним из самых высоких в Евросоюзе. Борьба с этим видом преступлений входит в первую очередь в сферу ответственности национальных правительств. Меры по линии международного сообщества должны носить вспомогательный характер.

Создаётся впечатление, что страны, проталкивающие эту тему в повестку дня Совета Безопасности, пытаются заработать внутриполитический капитал за счёт санкционных режимов в отношении других государств. Никто не задумывается, будет ли введение санкций СБ против конкретных фигурантов за сексуальное насилие в Ливии иметь эффект в плане профилактики подобных преступлений в этой стране. Такой подход является популизмом, возведённым в абсолют.

Факты преступлений такого рода, совершаемых в Ливии против мигрантов, лишь подтверждают наш тезис, что наиболее эффективным способом борьбы является ликвидация соответствующих преступных сетей. Всё, включая данные группы экспертов, указывает на то, что следы ведут в страны назначения мигрантов, и в первую очередь в Европу. Однако мы не видим желания европейских стран вводить санкции Совета Безопасности против собственных «криминальных авторитетов».

Г-н Председатель,

Совсем недавно, когда продлялся мандат Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре, мы говорили о злоупотреблении своими полномочиями со стороны неформальных кураторов специфических сюжетов на повестке Совета Безопасности. Сегодняшний случай также свидетельствует о неконструктивных методах работы авторов проекта, не стремившихся к принятию консенсусного документа. Институт неформального кураторства нуждается в серьёзном изменении.

Благодарю Вас.