Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на заседании Совета Безопасности ООН по теме: «Поддержание международного мира и безопасности: урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке и борьба с террористической угрозой в регионе»

30 сентября 2015 года


Уважаемый г-н Генеральный секретарь, ваши превосходительства,

Дамы и господа, коллеги,

Ровно год назад Российская Федерация поставила вопрос о проведении под эгидой Совета Безопасности комплексного анализа проблем, связанных с резким всплеском терроризма и экстремизма в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. За прошедшее время ситуация там еще более деградировала. Накопление кризисного потенциала вплотную подошло к черте, за которой можно говорить о разрушении политической карты региона, сформированной в свое время колониальными державами.

Сегодня можно определенно утверждать, что попытки изолированно, без увязки с общим региональным и историческим контекстом заниматься отдельными конфликтами - бесперспективны. В свое время так «занимались» Ираком, потом - Ливией, Йеменом, Ливаном, Сирией, каждый раз убеждая друг друга в том, что вот решим эту конкретную проблему - и все встанет на свои места. Причем решение, в большинстве случаев, искали в смене любой ценой того или иного неугодного режима, не особо заботясь о последствиях и не имея не только всеобъемлющей стратегии, но и краткосрочного видения - хотя бы на два – три шага вперед.

!!!VIDEO!!!

В результате эйфория, охватившая многих в связи с «арабской весной», сменилась ужасом перед лицом стремительного разрастания пространства хаоса, эскалации насилия, нависшей над регионом тенью религиозных войн. И, конечно, беспрецедентной террористической угрозы.

Бесчинства «Джабхат ан-Нусры», «Аль-Каиды в Ираке», «Аль-Каиды в странах Исламского Магриба», йеменской ветви «Аль-Каиды», сомалийской «Аш-Шабаб», «Боко Харам» и прочих группировок померкли на фоне экспансии т.н. «Исламского государства». На обширных территориях Ирака и Сирии ИГИЛ фактически создала экстремистское квазигосударство, обладающее отлаженным репрессивным аппаратом, стабильными источниками доходов, хорошо оснащенной армией и элементами оружия массового уничтожения. Ячейки ИГИЛ обживаются в Ливии, Афганистане, других странах, заявляют о том, что в их планах – захват Мекки, Медины, Иерусалима, распространение своей зловещей активности на Европу, Центральную и Юго-Восточную Азию, Россию.

Террористы проводят массовые казни и публичные расправы, ставят под угрозу само существование различных этно-конфессиональных групп, включая христиан, курдов, алавитов. На «Исламское государство» работает профессиональная пропагандистская машина на десятке языков.

Сейчас, когда безжалостная экспансия террористов подняла неуправляемую волну массового бегства из региона в Европу, осознание общей беды должно помочь выйти на согласованные действия. Мы обратили внимание на то, что в ходе недавнего неформального саммита совета Евросоюза в Люксембурге, а также на пражском саммите Вишеградской группы недвусмысленно признавалось, что с миграционным кризисом не удастся справиться без устранения его первопричин. То есть без создания прочного заслона на пути стремления «Исламского государства» подчинить регион средневековому диктату. Останавливать надо не беженцев, а террористов и порождающие их войны и конфликты.

Российские оценки ситуации были подробно изложены в выступлении Президента В.В.Путина на саммите Генассамблеи ООН 28 сентября. Мы не пытаемся увести дискуссию в бесплодное русло выяснения отношений: «кто прав - кто виноват». Но без извлечения уроков из трагических для региона ошибок и авантюр последних 10-12 лет мы не сможем преуспеть.

Главный урок - любые односторонние действия губительны. Нужны коллективные, согласованные подходы, скрепленные решениями Совета Безопасности ООН.

Полагаем, что начинать необходимо с ясного и недвусмысленного определения приоритетов. И здесь, как представляется, есть четкое понимание, что главной опасностью является террористическая агрессия, воплощенная в действиях ИГИЛ.

Из этого, на наш взгляд, должны последовать практические шаги на трех ключевых взаимосвязанных направлениях.

Во-первых, необходимо объединить и скоординировать усилия тех, кто способен внести реальный вклад в борьбу с террористами: вооруженных сил Ирака и Сирии, курдских ополчений, вооруженных отрядов патриотической сирийской оппозиции, одним словом - всех, кто противостоит ИГИЛ «на земле», а также «внешних игроков», так или иначе поддерживающих антитеррористические действия в регионе. Принципиально важно, чтобы такая координация опиралась на решения Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН. При планировании совместных действий в борьбе с ИГИЛ можно было бы задействовать потенциал такого уставного органа ООН, как Военно-штабной комитет. Это как раз тот случай, когда востребована военная экспертиза постоянных членов СБ в интересах максимально эффективного выстраивания контртеррористической работы вместе со странами региона.

Во-вторых, необходимо активизировать продвижение межсирийского диалога на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года. Поддерживаем соответствующие усилия спецпосланника Генсекретаря ООН С. де Мистуры, вносим вклад в запуск политического процесса, в котором должны объединиться представители всего спектра сирийских оппозиционных сил и правительство САР.

В-третьих, требуется обеспечить инклюзивное и сбалансированное внешнее сопровождение политического процесса с участием России, США, Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Египта, ОАЭ, Иордании, Катара. Считаем, что полезную роль призван сыграть и Евросоюз. Подключение Китая также повысило бы шансы на успех. Полагаем, что такой состав внешних спонсоров, действуя в унисон, в состоянии помочь сирийцам договориться, исходя из общих целей: недопущение создания экстремистского халифата и укрепление сирийского государства на основе национального примирения и согласия.

Выступая с трибуны Генассамблеи ООН, Президент В.В.Путин предложил обсудить возможность согласования резолюции СБ ООН о координации действий всех сил, которые противостоят «Исламскому государству» и другим террористическим структурам.

Сегодня мы представим членам Совета Безопасности проект такой резолюции. Он опирается на ранее принятые документы Совета с упором на выстраивание слаженных контртеррористических действий на основе норм и принципов международного права. Рассчитываем на предметную и конструктивную дискуссию по этой теме в следующем месяце.

Вместе с тем, учитывая стремительное нарастание угрозы со стороны ИГИЛ, уже сейчас необходимо наладить практическую координацию действий всех сил, противостоящих террористам. 30 сентября в ответ на обращение руководства Сирии Президент России В.В.Путин запросил и получил согласие Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на использование Вооруженных сил Российской Федерации в САР. Речь идет исключительно об операции российских военно-воздушных сил для нанесения ударов по позициям ИГИЛ в Сирии. Мы уведомили об этом власти США и других членов созданной американцами коалиции  и готовы к установлению постоянных каналов связи с целью обеспечения максимальной эффективности борьбы с террористическими группировками.            

Важнейшей прикладной задачей остается противодействие финансированию терроризма. Изобретательность террористов в стремлении диверсифицировать источники доходов не может не вызывать тревогу. Среди основных статей - незаконная торговля нефтью и другими минеральными ресурсами, незаконный оборот наркотиков, оружия и культурных ценностей, «добровольные пожертвования» от «сочувствующих». В этой связи призываем к более строгому выполнению требований резолюции СБ 2199 о составлении санкционного списка физических и юридических лиц, ведущих торговлю с «Исламским государством». Необходимо повысить эффективность работы экспертной группы «антиалькаидовского» санкционного комитета, системно задействовать потенциал Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и связанных с ней региональных аналогичных структур. Предлагаем перевести отчетность государств о выполнении ими резолюции 2199 на регулярную и системную основу.

Считаем также необходимым включить «Исламское государство» в качестве отдельного фигуранта антитеррористического санкционного списка Совета Безопасности ООН. Промедление в решении этого очевидного вопроса становится контрпродуктивным с точки зрения эффективности контртеррористических усилий ООН.

Призываем более настойчиво и предметно противодействовать угрозам, исходящим от иностранных террористов-боевиков. Нужно срочно сформировать единую базу данных, содержащую сведения об этих боевиках, разработать дополнительные механизмы обмена информацией об их перемещениях и упрощенные процедуры их передачи.

Особое значение имеет превентивная работа, прежде всего, борьба с подстрекательством к терроризму в соответствии с резолюцией СБ 1624, принятой десять лет назад. За это время актуальность противодействия террористической идеологии многократно возросла. Многонациональная и многоконфессиональная Россия имеет поистине уникальный исторический опыт успешного сосуществования различных этносов и религиозных общин. Этим опытом мы готовы делиться. Готовы учитывать опыт наших партнеров.

В увязке с задачами предупреждения терроризма, в том числе в рамках партнерства с институтами гражданского общества, рассматриваем вопросы противодействия насильственному экстремизму. Считаем принципиально важным, чтобы продвигаемые сейчас инициативы в этой сфере опирались на прочную почву международного права, уважения суверенитета и равенства государств, недопустимости вмешательства в их внутренние дела. Нельзя продвигать лозунги борьбы с экстремизмом в конкретных странах «через голову» их законных правительств. Как вы знаете, такие попытки уже были и ни к чему хорошему не привели.

Борьба с террористической опасностью должна пойти рука об руку с активизацией усилий по урегулированию различных конфликтных ситуаций в регионе, будь то в Сирии, Ливии, Йемене. Однако прежде всего это касается многолетнего застоя в палестино-израильских делах, который мощно подпитывает крайние настроения на «арабской улице». «Квартет» международных посредников вместе с арабскими государствами и при поддержке других членов ООН должен осознать свою ответственность за возобновление прямых переговоров между Израилем и Палестиной на основе концепции двух государств. Продвижение на этом треке стало бы важнейшим вкладом в обеспечение региональной стабильности и безопасности проживающих в регионе народов.

Рассчитываем на откровенную дискуссию в ходе сегодняшнего заседания и в последующем. Важно, чтобы излагая свои позиции, мы слышали друг друга и искали пути к взаимодействию на основе Устава ООН в интересах пресечения террористических угроз и обеспечения безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Спасибо за внимание.