Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по косовскому урегулированию

Господин Председатель,

Приветствуем участие в заседании Первого заместителя Премьер-министра, Министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича и разделяем высказанные Вами, г-н Министр, серьезные озабоченности положением дел в Косово.

Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря ООН Захира Танина, его команду за работу и объективный брифинг о деятельности Миссии ООН, который продемонстрировал, что в крае сохраняются серьезные, глубокие проблемы, требующие срочного решения, а также присмотра со стороны международного сообщества.

Не разделяем ни оптимистичные, ни радужные оценки, высказанные г-жой В.Читаку. Хотел бы обратиться к г-же Читаку. Это очень мило и даже трогательно с Вашей стороны, что Вы, проявляя о нас заботу, беспокоитесь о нашем времени. Не надо жалеть времени СБ ООН. Нам есть, что обсудить по тому, что происходит в Косово.

К сожалению, вынуждены констатировать, что процесс косовского урегулирования находится в состоянии глубокой стагнации. Диалог между Белградом и Косово под эгидой Евросоюза, по сути, перестал функционировать. Несмотря на периодически организуемые есовцами в Брюсселе контакты с участием высших должностных лиц сторон, призванные показать, что этот формат остается «на плаву», работа по субстантивным вопросам не ведется, а перспективы реанимации диалога не просматриваются. Показательно, что в Приштине расформированы исполнительные структуры, ранее обеспечивавшие техническое сопровождение переговоров.

Обратили внимание на высказанные Президентом Сербии А.Вучичем в ходе трехсторонней встречи в Брюсселе 31 августа с.г. идеи, касающиеся начала обсуждения долгосрочных перспектив отношений между сербами и албанцами и путей их урегулирования на устойчивой основе. Не услышали никакого отклика на эту инициативу ни от косовоалбанской стороны, ни от есовских посредников.

Считаем, что формирование «правительства» Косово в сентябре 2017 г. ярко иллюстрирует степень деградации обстановки и радикализации в крае. Выбор большинства распределился между вовлеченным в военные преступления Рамушем Харадинаем и ультранационалистом Альбином Курти, выступающим за создание «Великой Албании». Это только подтверждает, что Косово не является полноценным государственным образованием, но выступает как источник нестабильности, чреватой рецидивом этноконфессионального конфликта на Балканах и подрывом всей системы региональной безопасности.

Вынуждены отметить отсутствие прогресса в отношениях между Белградом и Приштиной. Осуществляющийся под покровительством ЕС диалог уже много месяцев находится в концептуальном тупике. Очевидно, что стороны воспринимают его суть и конечную цель по-разному.

К этому привело в первую очередь необъективное посредничество Брюсселя, поощряющее косовоалбанское руководство к недружественным шагам, которые отравляют атмосферу диалога, подрывают взаимное доверие. Подыгрывая косовоалбанцам, европейские партнеры пытаются переложить на косовских сербов ответственность за слабую динамику реализации достигнутых договоренностей.

При этом ключевая из них ‑ создание Сообщества сербских муниципалитетов Косово ‑ уже на протяжении ряда лет (с апреля 2013 года) цинично саботируется Приштиной.

Считаем, что после завершения второго тура муниципальных выборов (назначены на 19 ноября с.г.) у косовоалбанских властей не должно быть больше поводов затягивать с решением этой давно назревшей проблемы.

По-прежнему низки темпы возвращения в край беженцев и ВПЛ, медленно идет прояснение судьбы пропавших без вести. Очевидно, представители неалбанских этносов опасаются за свою безопасность, не видят возможностей урегулировать имущественные вопросы.

Продолжаются притеснения Сербской Православной церкви. Несмотря на решение всех инстанций Косово, включая судебные, подтверждающее право собственности на прилегающий участок земли монастыря Высоки Дечаны ‑ напомню, это объект всемирного наследия ЮНЕСКО, который числится в перечне находящихся под угрозой, ‑ руководство муниципалитета его не выполняет. Какое доверие после этого может быть к косовскому правосудию? Особенно если вспомнить указанное в докладе Генерального Секретаря количество нерешенных судебных дел – порядка 350 тыс. ед. Проект под названием «Республика Косово» явно не работает.

Еще один важный трек, где не наблюдается прогресса, – это расследование военных преступлений «Освободительной армии Косово». По-прежнему непонятно, когда реально заработает спецсуд в Гааге.

Не следует забывать о том, что послужило основанием для создания специализированного суда в Гааге ‑ доклад Специального докладчика комиссии по соблюдению прав человека ПАСЕ Дика Марти, в котором некоторые нынешние косовоалбанские политики обвиняются в причастности к незаконной торговле человеческими органами и другими тягчайшим преступлениям. Тема очень серьезная, хотя многие не хотят об этом вспоминать. Все юридические препятствия для начала работы данного механизма устранены. Рассчитываем, что в ближайшее время будут выдвинуты первые обвинения.

Господин Председатель,

Еще одна болезненная тема – продавливание вопроса о трансформации сил безопасности Косово в полноценные «вооруженные силы» вопреки позиции Белграда и косовских сербов. Эта идея вынашивается властями в Приштине уже в течение ряда лет. Предпринимаются попытки подвести для нее псевдоюридическую базу. Полагаем, что вопрос лежит совсем в иной плоскости. Ключевое значение имеет то, что это действие само по себе является нарушением международного права, так как противоречит резолюции Совета Безопасности ООН 1244, которая предусматривает силовое присутствие в крае исключительно на основе мандата Совбеза, а именно - сил для Косово (СДК, KFOR), состоящих сейчас преимущественно из контингентов стран- членов НАТО. Кроме того, подобный шаг был бы крайне безответственным с точки зрения безопасности в регионе и на европейском континенте в целом.

Появление на Балканах нового силового компонента в лице «косовских вооруженных сил» шло бы вразрез с Флорентийским соглашением (ст. 4 приложения 1Б Дейтонского соглашения по Боснии и Герцеговине, утвержденного резолюцией СБ ООН 1031), которое призвано поддерживать региональную стабильность при содействии ОБСЕ. Оказалось бы, что на территории одного из участников флорентийского соглашения – Сербии – появилась армейская структура, неподконтрольная властям страны.

В полной мере сохраняет свою актуальность задача противодействия распространению исламского радикализма и терроризма в Косово. Вызывает обеспокоенность, что территория края используется для вербовки боевиков, принимающих участие в боевых действиях на Ближнем Востоке на стороне экстремистов, и для подготовки терактов в других странах.

Что касается состояния правопорядка и безопасности в Косово, то заслуживает внимания обвинительный приговор, недавно вынесенный судом г.Скопье (Македония), многочисленной группе косоваров, участвовавших в террористическом рейде на г.Куманово 9-10 мая 2015 года. Отмечаем, что вопросы о том, кто в Косово стоял за организацией этой атаки, почему международные присутствия не смогли предотвратить ее, а также об искоренении очагов террористической опасности, остаются без ответа. Вызывают недоумение пробросы из Приштины о якобы политизированности вердикта македонского суда, заявления о выделении денежной помощи семьям осужденных. С учетом близящегося разгрома «Исламского государства» на Ближнем Востоке и прогнозируемого возвращения на Балканы воюющих в его рядах боевиков-выходцев из региона, включая косоваров, такое отношение к антитеррористической проблематике представляется, как минимум, двусмысленным.

Несмотря на множество внутренних проблем, Косово позиционирует себя как активного игрока на международной арене, стремясь войти в максимальное число многосторонних структур. По-прежнему исходим из того, что такая практика неправомерна, поскольку с международно-правовой точки зрения представительство края на таком уровне осуществляется через Миссию ООН в Косово (МООНК). Кроме того, модальности участия Косово в наднациональных (региональных) органах (т.н. формула «Косово-звёздочка» с соответствующей сноской) зафиксированы в рамках диалога Белграда и Приштины. За выполнением этих решений должен следить Европейский Союз как добросовестный посредник в переговорном процессе в соответствии с резолюцией ГА ООН 64/298 от 9 сентября 2010 года.

Искусственный характер косовской государственности подтверждает и недавний отзыв Республикой Суринам признания суверенитета «Республики Косово». Данный факт свидетельствует о постепенном осознании пагубности поспешных решений (нередко принимаемых «под чужую диктовку») о признании независимости территориальных образований, которые отделились в одностороннем порядке с нарушением норм международного права.

В этих условиях считаем несвоевременными и контрпродуктивными разговоры о сокращении штатных и бюджетных параметров Миссии ООН в Косово. Ситуация в крае не позволяет принимать такого рода решения, к тому же, надо признать, что диалог между Белградом и Приштиной по существу практически отсутствует. Поэтому необходимо отказаться от требований урезать потенциал Миссии или ее закрыть.

Вместо этого следует начать конструктивную работу и взаимодействие с этой важной ооновской операцией. Напомню, Миссия в Косово работает с минимальными ресурсами, однако играет в косовских делах ключевую роль и остается незаменимым инструментом международного контроля, решая задачи по нормализации ситуации в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244, которая сохраняет силу в полном объеме.

В силу вышесказанного, г-н Председатель, не видим оснований и для пересмотра практики ежеквартального информирования Совета Безопасности о ситуации в Косово, которая, как показало сегодняшнее обсуждение, продолжает требовать пристального международного внимания и контроля.

Благодарю Вас.