Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации в Косово

Г-н Председатель,

Приветствуем участие в заседании Первого заместителя Премьер-министра, Министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича и разделяем высказанные Вами, г-н Министр, серьезные озабоченности положением дел в Косово.

Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря ООН Захира Танина, его команду за работу и объективный брифинг о деятельности Миссии ООН, который продемонстрировал, что в крае по-прежнему присутствуют серьезные, глубокие проблемы, требующие скорейшего решения, а также присмотра со стороны международного сообщества. Мы также внимательно выслушали выступление г-жи В.Читаку.

Десять лет тому назад Совет Безопасности по инициативе России собрался в этом зале в качестве реакции на одностороннее провозглашение независимости Косово. Мы тогда предупредили о пагубных последствиях такого шага как для положения в крае, так и региональной безопасности. И сегодня абсолютно очевидно, что авторам и исполнителям сомнительного косовского проекта следует задуматься о результатах этой авантюры.

Противозаконная сецессия, которой предшествовала агрессия НАТО в 1999 году, существенно осложнила урегулирование косовского вопроса. В результате он и по сей день не получил ясной перспективы решения и остается в ряду главных проблем региональной, европейской и международной повестки дня. Прежде всего, продолжается попрание суверенитета и территориальной целостности государства-члена ООН в нарушение основополагающих принципов международного права.

Расчеты сторонников Приштины на то, что число государств, признающих «независимость» Косово, будет постоянно увеличиваться, оказались несостоятельными. Напротив, недавно имели место прецеденты отзывов актов признания.

Отвергнуты заявки Косово на вступление в ряд международных организаций. В области безопасности сохраняется серьезный конфликтный потенциал, любой инцидент способен привести к вспышке насилия. В дополнение к этому край остается комфортной зоной для рекрутирования радикалов. Попытки увести в тень эту проблему могут дорого обойтись для Балкан и Европейского континента в целом. Тем более что туда бегут террористы-возвращенцы из Сирии и Ирака.

Бесплодными оказались попытки вырастить в Косово  самодостаточную политическую систему с претензией на демократическое правовое государство. За фасадом общественных институтов проступают клановые интересы и нерешенные противоречия, разгул коррупции и оргпреступности. Умеренные политические силы оттеснены на второй план, а нынешним властям, где заправляют бывшие боевики «Освободительной армии Косово», бросают вызов еще более радикальные националисты и сторонники создания «великой Албании».

Вопреки обещаниям, в крае не произошло экономического бума, не наблюдается и притока инвестиций. Как следствие, социально-экономическое положение остается бедственным. С этой точки зрения Косово остается самой неблагополучной территорией в регионе.

Г-н Председатель,

Мы всегда исходили из того, что косовская проблема может иметь лишь политическое решение, которое должно быть выработано в рамках диалога между Белградом и Приштиной на основе резолюции СБ ООН 1244.

При этом уже второй год простаивает диалог сторон на брюссельской площадке, посредническую роль в котором инициативно принял на себя Евросоюз.

Основной причиной этого является отказ косовоалбанцев выполнять свои обязательства, прежде всего по реализации ключевой договоренности от апреля 2013 г. о создании Сообщества сербских муниципалитетов Косово. Удивляет, что европейские посредники относятся к такой стагнации со странным благодушием.  

На контрасте отмечаем конструктивный настрой Белграда, который демонстрирует готовность к продолжению диалога и поиску вариантов долгосрочного урегулирования отношений между сербами и албанцами на компромиссной основе. К сожалению, до сих пор не услышали достойного отклика на эти призывы ни из Приштины, ни из Брюсселя.

Одновременно поступает все больше сигналов о готовящемся усилении нажима на руководство Сербии с целью вынудить его к признанию де-факто косовской «независимости». Считаем, что если в качестве рычага давления будут использоваться переговоры о вступлении Сербии в Евросоюз, то это поставит под вопрос объективность и беспристрастность Брюсселя как посредника.

Недавнее убийство видного косовосербского политика Оливера Ивановича стало тревожным звонком и вновь высветило хрупкость ситуации в крае. Кто бы ни стоял за этим преступлением, ясно, что оно отражает катастрофически низкий уровень безопасности и правопорядка в Косово, особую уязвимость сербской общины, отсутствие эффективных механизмов реагирования на подобные вызовы. Лишь мужественный шаг президента Сербии Александра Вучича – сопряженная с риском поездка в Косово с целью поддержать проживающих там соплеменников – способствовал некоторому успокоению обстановки.

Вместе с тем говорить о полном преодолении кризиса преждевременно. Особо обращаем внимание на недопустимость использования нынешней ситуации как предлога для установления косовоалбанского силового контроля в сербонаселенных районах  края.

Поддерживаем требование Белграда о проведении международными структурами в Косово полноценного расследования убийства О.Ивановича, предоставлении сербских компетентным органам возможности участвовать в нем. Тем более, что возможность присутствия сербской полиции в крае прямо прописана резолюцией 1244. На наш взгляд, особая ответственность лежит на Миссии ЕС в области верховенства закона (МОВЗ), которая в последние годы претендовала на ключевую роль в области поддержания правопорядка, а сейчас «переводит стрелки» на косовскую полицию, к компетенции которой, мол, относится это дело.

Спрашивается, а кто, как ни МОВЗ, придумала передавать косовской полиции подобные функции? На каком основании и по какому праву это делалось, ведь речь идет о полномочиях, делегированных МОВЗ от МООНК в соответствии с решением СБ.

Кто верифицировал способность косовоалбанских силовых структур объективно расследовать преступления против сербов? Заинтересована ли вообще Приштина это делать? Ее отказ от предоставления каких-либо сведений, запрошенных Белградом, говорит об обратном – в том числе, возможно, о стремлении что-то утаить.

Следует незамедлительно проделать работу над ошибками с целью обеспечения максимально оперативного, всестороннего и объективного расследования, выявления исполнителей и заказчиков  этого убийства.

Г-н Председатель,

Обращает на себя внимание пассивность Сил для Косово (СДК), которые в соответствии с резолюцией 1244 являются международным присутствием по безопасности.

Скажем прямо: поступающие в Секретариат ООН куцые доклады не позволяют составить картину деятельности СДК.

Нельзя обойти стороной вопрос расследования преступлений «Освободительной армии Косово». По-прежнему непонятно, когда реально начнет работать созданный при ведущей роли Евросоюза Спецсуд в Гааге, появятся ли хоть какие-то конкретные обвинения. То, что деятельность этого органа поставлена в зависимость от капризов членов ассамблеи Косово, среди которых немало бывших боевиков, не внушает особого оптимизма.

Есть и многие другие свидетельства неблагополучного положения дел в крае, часть из которых зафиксирована в докладе Генсекретаря ООН.

В их числе - падение показателей возвращения беженцев, продолжающиеся нападения на дома и имущество косовских сербов, поджоги, случаи причинения материального вреда и акты вандализма, поползновения на собственность Сербской православной церкви. Вот такие печальные итоги десяти лет косовской «независимости».

Международное сообщество при ведущей роли ООН в лице ее Совета Безопасности и МООНК должно сохранять пристальное внимание к ситуации в Косово, активно способствуя поддержанию стабильности и безопасности в крае.

Ввиду вышеизложенного в нынешних условиях считаем совершенно неуместной постановку вопроса о пересмотре формата и периодичности представления Секретариатом ООН отчетности по Косово Совету Безопасности.

Благодарю Вас.