Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Комментарий Департамента информации и печати МИД России по сирийскому химическому досье

Внимание СБ ООН в эти дни вновь сосредоточено на сирийском химическом досье в связи с ожидаемым выходом 26 октября очередного доклада совместного механизма (СМР) ОЗХО-ООН по расследованию инцидентов с применением химоружия в Сирии, а также истечением мандата этого Механизма 16 ноября с.г.

За шесть месяцев после резонансного химинцидента в Хан-Шейхуне 4 апреля с.г. Миссия ОЗХО по установлению фактов, а затем СМР провели объемную работу, но исключительно дистанционно, причем без раскрытия источников информации и других принципиально значимых сведений, как того требует Конвенция по запрещению химоружия (КЗХО). Мы же с самого начала настаивали на том, что в интересах высокопрофессионального и объективного расследования международные специалисты в соответствии со стандартами КЗХО должны посетить место инцидента, а также сирийскую авиабазу «Шайрат», где, по утверждению США, хранился примененный в Хан-Шейхуне зарин. ОЗХО в мае-июне уверяла нас, что вопрос о визите в Хан-Шейхун прорабатывается с точки зрения гарантий безопасного доступа, но затем заявила, что необходимости в посещении попросту нет, поскольку, мол, факт применения зарина можно считать установленным. Такую же позицию занял затем и СМР. Однако недавно Департамент безопасности Секретариата ООН уведомил СБ ООН, что в действительности гарантии безопасного посещения Хан-Шейхуна имелись, но инспекторы просто не пожелали этим воспользоваться.

Странная ситуация сложилась и с визитом на авиабазу «Шайрат». Представители СМР по нашему настоянию базу недавно посетили, но пробы на предмет установления наличия или отсутствия зарина брать категорически отказались. При таком подходе рассчитывать на качественные выводы по итогам расследования трудно, если вообще возможно.

США настаивают на немедленном принятии чуть ли не сегодня резолюции о продлении мандата СМР. При этом они грубо искажают российскую позицию, утверждая, будто бы Москва заблокирует продление, если выводы Механизма будут иметь «антисирийскую направленность». Такие утверждения не имеют ничего общего с действительностью. Во-первых, никаких выводов никто не видел, так как доклада до сих пор нет, и стремление Вашингтона в этих условиях любой ценой продлить мандат выглядит, мягко говоря, странновато. Во-вторых, мы всегда говорили и продолжаем повторять, что наша позиция по продлению мандата СМР будет зависеть не от того, на кого покажут пальцем, а от качества расследования, от его соответствия требованиям КЗХО.

Для того, чтобы СБ ООН принял обоснованное решение по данному вопросу, необходимо сначала ознакомиться с докладом, тем более что никакой содержательной информации о деятельности СМР за минувший год в СБ пока не поступало. Доклада нет, а на продлении мандата настаивают. Так не пойдет. Необходимо действовать в соответствии со сложившейся практикой: вначале изучение доклада по итогам деятельности созданной СБ структуры за истекший период, а затем рассмотрение вопроса о продлении мандата. Искусственно нагнетать очередную истерию не следует.