Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по косовскому урегулированию

Господин Председатель,

Приветствуем участие в заседании Совета Безопасности министра юстиции Сербии Нелу Кубурович, разделяем высказанные Вами, г-жа Министр, серьезные озабоченности положением дел в Косово.

Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря ООН Захира Танина, его команду за работу и объективный брифинг о деятельности Миссии ООН, который продемонстрировал, что в крае сохраняются серьезные, глубокие проблемы, требующие срочного решения, а также внешнего присмотра. Причем набор характерных для края застарелых вызовов с годами не только не уменьшается, а скорее приобретает новые формы. В результате, задача построения в Косово мультиэтнического общества далека от имплементации.

Проблема ‑ в очевидном нежелании косовских властей выполнять обязательства, принятые в рамках диалога с Белградом. И это на фоне откровенного попустительства внешних покровителей.

Посредничество Брюсселя имеет явный предвзятый характер, что поощряет косовоалбанское руководство к соответствующему поведению. В итоге отношения между Белградом и Приштиной деградировали, а взаимного доверия не прибавилось. Диалог уже много месяцев находится в тупике.

Нет ни малейших сдвигов на главном треке переговорного процесса - создании сообщества сербских муниципалитетов Косово (ССМК), хотя договоренность об этом была зафиксирована более четырех лет назад. Считаем неприемлемыми и деструктивными попытки навязать сербам модель самоуправления с максимально урезанными полномочиями. Очевидно, что реальная цель этих заведомо непроходных инициатив – переложить на краевых сербов ответственность за пробуксовку диалога. В реальности ситуация диаметрально противоположная.

Отсутствие давления со стороны Брюсселя вылилось в чувство вседозволенности у косовской политиков, которые не стесняются говорить на языке откровенных провокаций.

Совсем недавно Х.Тачи угрожал уйти в отставку со своего так называемого «президентского» поста, если не будет одобрена его инициатива о трансформации «Сил безопасности Косово» в полноценные вооруженные силы. Это при том, что реализация такой идеи стала бы грубейшим нарушением международного права, в частности резолюции СБ ООН 1244. Более того, это неизбежно привело бы к дальнейшей дестабилизации в регионе и еще большему росту конфликтного потенциала. Соответствующая воспитательная работа с Приштиной, разумеется, должна быть продолжена.

В это же время так называемая «ассамблея» Косово принимает резолюцию о приостановке диалога, до тех пор, пока Франция не выпустит на свободу подозреваемого в тяжких преступлениях боевика «Освободительной армии Косово» (ОАК) Рамуша Харадиная. А его брат – депутат этой самой «ассамблеи», – угрожает устроить этнические чистки, выдвигая ультиматумы.

Противоправное и политизированное решение французской судебной инстанции от 27 апреля освободить Р.Харадиная, задержанного в январе 2017 г. по сербскому ордеру Интерпола, ярко проиллюстрировало двойные стандарты Запада в отношении сторон югославского конфликта. В этой связи в очередной раз подчеркиваем, что виновные в совершении военных преступлений, какие бы посты сейчас ни занимали, должны понести наказание.

Не вызывает удивления затягивание полноценного расследования преступлений «Освободительной армии Косово». Напомним, что с момента презентации докладчиком ПАСЕ Д.Марти сведений о вскрытых им преступлениях, включая торговлю человеческими органами, прошло уже более шести лет.

Но мы надеемся увидеть в ближайшее время первые конкретные результаты деятельности спецсуда в Гааге. Рассчитываем, что эта структура освободится от недостатков Международного трибунала по бывшей Югославии. Важно, чтобы его деятельность была максимально транспарентной.

Евросоюз посредством своей Миссии в области верховенства закона, играющей ключевую роль в организации работы Спецсуда, обязан обеспечить беспристрастный и профессиональный подход, которого явно в свое время не хватило МТБЮ, дважды оправдавшему Р.Харадиная – при том, что десятки свидетелей по его делу подверглись нападениям и запугиванию. Многие были ликвидированы.

Эта проблема особо остро проступает на фоне общей деградации ситуации в регионе ввиду продолжающихся провокаций в духе «Великой Албании», несущих угрозу для безопасности и территориальной целостности ряда государств.

Давайте проясним региональный масштаб проблемы. В Косово Х.Тачи ультимативно заявляет о том, что все албанцы будут жить в одном государстве, если Евросоюз не исполнит их интеграционных ожиданий. С аналогичными высказываниями выступает премьер-министра Албании Э.Рама. В Македонии албанцы консолидируются вокруг пресловутой «тиранской платформы». Схожие сигналы транслируются лидерами албанцев на юге Сербии.

На этом фоне, прямо скажем, отличился бывший глава Миссии ОБСЕ по проверке в Косово У.Уокер, который выразил приверженность «проекту объединения албанцев в Албании, Косово и диаспоре», и призвал албанцев «сделать последний шаг» к этой цели.

Призываем Евросоюз и западные столицы предпринять безотлагательные меры для прекращения подобного рода подстрекательств. Провокации должны уступить место стремлению к добрососедству и взаимному уважению.

Господин Председатель,

Очередным свидетельством несостоятельности искусственно созданных в крае властных институтов стал разразившийся в Косово внутриполитический кризис. Мы знаем о его результатах.

Более того, нарушением согласованной Белградом и Приштиной свободы передвижения стали действия косовских правоохранительных органов, которые не пропустили сторонников Сербской прогрессивной партии на предвыборный митинг в поддержку А.Вучича в муниципалитет Лепосавич.

Тем самым, оказались нарушены, казалось бы, незыблемые для Европы принципы свободы слова, передвижения, проведения мирных массовых мероприятий и право на участие в выборах.

В этом же контексте рассматриваем инцидент, когда 9 мая руководителя сербской правительственной канцелярии по делам Косово М.Джурича без объяснения причин не пропустили в Грачаницу на митинг, посвященный Дню Победы.

Неприемлемы действия Приштины, нацеленные на присвоение принадлежащего сербским госструктурам и компаниям имущества. Очередным примером этого стало решение «правительства» Косово о передаче всех находящихся в общественной собственности предприятий в собственность «государства».

Г-н Председатель,

Продолжаются физические нападения на сербов, поджоги принадлежащего им имущества, попытки воспрепятствовать возвращению беженцев и ВПЛ.

И это уже не говоря о посягательствах на имущество сербской православной церкви, в частности, земельные участки монастыря Высокие Дечаны – даже несмотря на то, что его права были подтверждены «конституционным судом» Косово. В удручающем состоянии находится здание Храма Христа Спасителя в Приштине. Сербская православная церковь продолжает сталкиваться с препятствиями в получении доступа к религиозным объектам, который необходим, помимо прочего, для приведения их в порядок после варварских надругательств.

Все более актуальной становится задача противодействия распространению радикализма и терроризма в Косово. Вызывает обеспокоенность, что территория края стала широко использоваться для вербовки боевиков, принимающих участие в боевых действиях на Ближнем Востоке на стороне экстремистов, и для подготовки терактов в других странах.

В этих условиях считаем несвоевременными и контрпродуктивными разговоры о сокращении штатных и бюджетных параметров Миссии ООН в Косово. Ситуация в крае не позволяет принимать такого рода решения, к тому же, надо признать, что диалог между Белградом и Приштиной по существу отсутствует. Поэтому необходимо отказаться от требований урезать потенциал Миссии или ее закрыть. Вместо этого следует начать конструктивную работу и взаимодействие с этой важной ооновской операцией.

Напомню, Миссия в Косово работает с минимальными ресурсами, однако играет в косовских делах ключевую роль и остается незаменимым инструментом международного контроля, решая задачи по нормализации ситуации в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244, которая сохраняет силу в полном объеме.

В силу вышесказанного, г-н Председатель, не видим оснований и для пересмотра практики ежеквартального информирования Совета Безопасности о ситуации в Косово, которая, как показало сегодняшнее обсуждение, продолжает требовать пристального международного внимания и контроля.