Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по обзору ежегодных докладов Комиссии по миростроительству о ее работе в ходе 10-й сессии и Генерального секретаря о Фонде миростроительства за 2016 г.
Г-н Председатель,
Благодарим за проведение сегодняшнего мероприятия. Признательны действующему и бывшему председателям Комиссии по миростроительству послу Чхо Тэ Юлю и послу М.Камау за содержательные брифинги и энергичные усилия при руководстве работой Комиссии.
Миростроительное содействие ООН один из важных инструментов помощи государствам в преодолении последствий конфликтов и предотвращении их возобновления.
В этом контексте Комиссия по миростроительству (КМС) играет важную роль, являясь одновременно межправительственным консультативным органом по вопросам миростроительства, а также платформой, где ее члены могут ознакомиться с мнением широкого круга приглашенных участников по вопросам на ее повестке дня.
Ключевым событием прошедшего года в области миростроительства стало, безусловно, принятие идентичных резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи по обзору миростроительной архитектуры.
Рассчитываем, что конкретизированные в них цели и задачи миростроительства и сохранения мира, рассчитанные на долгосрочную перспективу, внесут положительный вклад в усилия по оказанию миростроительного содействия странам, нуждающимся в международной поддержке.
Более того, именно эти резолюции закрепили широко используемый сегодня термин «сохранение мира» (sustaining peace), который неразрывно связан с целями и задачами миростроительства. Его смысл заключается в необходимости достижения устойчивого мира через устранение коренных причин конфликтов, национальное примирение и, в конечном итоге, восстановление, реконструкцию и развитие государства. Эти задачи должны осуществляться при четком понимании, что ответственность за мир лежит на всех национальных сторонах: государстве, обществе и частном секторе.
Только комплексный, беспристрастный подход к оказанию международного содействия с учетом конкретной страновой специфики и понимание истинных причин конфликта будет способствовать эффективности работы на этом направлении.
При этом неизменно в центре процессов построения и сохранения мира лежит принцип национальной ответственности (national ownership), когда правительства, принимая во внимание потребности общества, определяют приоритеты и стратегии миростроительства.
ООН, в свою очередь, равно как и другие международные субъекты, при необходимости и с согласия принимающей стороны оказывает содействие, в основе которого наращивание потенциала пострадавших стран в преодолении и предотвращении возобновления конфликта.
Важно понимать и никогда не переступать через ту грань, когда содействие из стимулирующего может стать навязанным и превратиться во вмешательство во внутренние дела государства. Это недопустимо. Ведь именно внешнее вторжение в дела государств, в т.ч. для смены законных режимов, стали причиной многих разрушительных конфликтов.
Подчеркиваем, что никакие миростроительные усилия и инновационные концепции не могут быть полезны пока есть соблазн оказывать давление и влиять на внутренние процессы в суверенной стране в угоду политическим целям отдельных игроков.
Господин Председатель,
Прошедший год был весьма насыщенным для Комиссии по миростроительству и Фонда миростроительства (ФМС), которые подтвердили свою высокую значимость в продвижении и реализации миростроительных задач.
Об этом говорит и отмеченное в докладе Генсекретаря ООН общее улучшение результатов программ ФМС, повышение эффективности реализации его базовых проектов.
Важно, что большинство из них направлены на поддержку национального примирения, предотвращение и устранение конфликтов, стимулирование политического диалога.
Считаем важным укрепление взаимодействия Комиссии и Фонда, которому может быть полезен многолетний экспертный опыт Комиссии в налаживании прямого диалога с правительствами, а также имеющиеся контакты с партнерами, которые предоставляют финансовую, техническую и консультативную поддержку постконфликтным государствам.
Фонд, в свою очередь, зарекомендовал себя как важный механизм финансирования задач миростроительства, который активно содействует восстановлению и развитию в затронутых конфликтом странах.
Состоявшееся в прошлом году рассмотрение Комиссией результатов работы Фонда в Киргизии считаем положительным примером такого взаимодействия с согласия и при участии представителей принимающего государства.
Убеждены в необходимости дальнейшего укрепления сотрудничества КМС и ФМС с региональными и субрегиональными структурами, как например с Афросоюзом и ЭКОВАС. Убеждены, что для эффективного преодоления кризисных явлений на Африканском континенте требуется подход, сочетающий, прежде всего, ведущую роль самих африканцев, которые определяют пути урегулирования тех или иных противоречий, и эффективную поддержку этих усилий международным сообществом.
Видим потенциал для качественного повышения уровня предоставляемых Совету Безопасности ООН консультативных услуг по находящимся на повестке дня КМС и ФМС страновым сюжетам.
Важным направлением могло бы стать донесение мнения принимающей стороны о первоочередных задачах в области миростроительства, анализ ее приоритетов и тревог, а также мнений других представителей органов системы ООН. Такое взаимодействие особенно востребовано на этапе передачи полномочий от миротворческих операций к страновым командам, когда миротворческие миссии ООН готовятся к выводу.
Что касается важного вопроса финансирования миростроительных проектов, то исходим из того, что прямое влияние на это имеют транспарентность и подотчетность в использовании денежных средств.
Рассчитываем на то, что Генеральный секретарь ООН в своем предстоящем докладе представит на рассмотрение государств-членов проработанные реалистичные варианты. Со своей стороны в их числе видим совершенствование инструментария Фонда по миростроительству, а также повышение его привлекательности для потенциальных доноров.
Благодарю за внимание.