Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании СБ ООН по иранской ядерной программе

Г-н Председатель,

Выражаем признательность замгенсекретарю Р.ДиКарло за представление очередного полугодового доклада по выполнению резолюции СБ 2231, которая одобрила Совместный всеобъемлющий план действий в отношении иранской ядерной программы. Отмечаем эффективную работу Постпреда Нидерландов г-на К.Ван Остерома в качестве Координатора в Совете по выполнению положений резолюции.

Полностью разделяем зафиксированную Генсекретарем в докладе оценку того, что решения США о выходе из СВПД и восстановлении односторонних санкций против Ирана являются серьезным вызовом, не способствующим достижению целей, поставленных в СВПД и резолюции СБ ООН 2231.

Присоединяемся к глобальному призыву Генсекретаря обеспечить сохранение данной уникальной договоренности, имеющей фундаментальное значение для международной и региональной безопасности. Согласны с выводом доклада о том, что вопросы, не входящие в сферу охвата договоренности, не должны служить поводом для ее развала.

Российская Федерация неоднократно предупреждала против попыток торпедировать СВПД, выражала надежду на то, что разум все-таки возобладает, и вопросы мировой безопасности и стабильности перестанут быть заложником внутриполитических процессов. К сожалению, наши призывы услышаны не были. Теперь же мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда один из членов Совета не только сам открыто отказывается выполнять им же одобренную резолюцию 2231, но и пытается покарать все другие государства-члены за выполнение решений Совета и совместной комиссии СВПД.

В настоящий момент единственным путем сохранения Договоренности является добросовестное выполнение всеми остающимися в ней государствами-участниками добровольно взятых на себя обязательств. В этом контексте отмечаем, что доклад Генсекретаря является четким свидетельством безоговорочного соблюдения Ираном обязательств по СВПД, что неизменно подтверждается не только МАГАТЭ, но и Секретариатом ООН, который, как следует из документа, не имеет каких-либо проверенных данных об обратном.

Г-н Председатель,

В очередной раз вынуждены напомнить о недопустимости проведения Секретариатом каких-либо так называемых расследований возможных нарушений резолюции 2231 без четкого на то мандата Совета Безопасности.

Оставляем за скобками уровень технической экспертизы представителей Секретариата, которые по отдельным частям и обломкам легко берутся рассуждать о тактико-технических характеристиках различных типов ракет и намекать на их иранское происхождение. Возникают законные вопросы относительно мандата упомянутых специалистов, статуса их поездок и полномочий делать далеко идущие выводы. Стремление подкрепить ооновским авторитетом голословные обвинения отдельных стран в адрес Ирана в нарушении резолюции 2231 не вызывает никакого понимания. Впрочем, представители Секретариата и сами признают в самом докладе, что работали исключительно с той фактурой, которая была предоставлена в их распоряжение третьими странами.

Несогласованная инспекционная или наблюдательная деятельность Секретариата, какими бы соображениями она ни была продиктована, должна быть раз и навсегда прекращена.

По-прежнему настаиваем на том, что доклад не должен содержать информации из открытых источников, а также ссылок на предоставленную отдельными странами непроверенную или заведомо непроверяемую информацию, тем более когда она не доводится до сведения членов Совета.

В очередной раз обращаем внимание Секретариата, что п.7 записки Председателя СБ от 16 января 2016 года предусматривает подготовку полугодовых докладов по имплементации всей резолюции 2231, а не отдельных ее частей.

Мы сегодня много слышали о баллистических ракетах. Напоминаем и о пункте 3 приложения «В» резолюции СБ 2231. В нем к Ирану обращен только призыв не осуществлять деятельность, относящуюся к баллистическим ракетам, сконструированным таким образом, чтобы они были способны доставлять ядерное оружие. В целом же ракетные пуски не запрещены, а какие-либо доказательства, подтверждающие возможную их ядерную составляющую, отсутствуют.

Г-н Председатель,

Выход США из СВПД нанес серьезный ущерб как режиму ядерного нераспространения, так и интересам безопасности на Ближнем Востоке в целом. Пора отказаться от односторонних действий. История показывает: они обречены на провал. Напротив, подлинное объединение усилий государств в противодействии региональным вызовам способно приносить долгосрочные результаты по разрешению кризисов и стабилизации ситуации.

Считаем СВПД именно таким продуктом. Он стал ключевым моментом нашей совместной работы в регионе по созданию условий, способствующих укреплению общей атмосферы доверия. Благодаря ему появилась надежда двигаться в сторону осуществления важной цели – создания зоны, свободной от ОМУ на Ближнем Востоке.

Россия выступает за сохранение СВПД. Мы призываем искусственно не создавать ситуации, когда одни государства-члены ООН записывают в изгои правительства других государств-членов. Это не только не способствует решению многочисленных проблем региона, но лишь множит новые. Очевидно, что для снижения кризисного потенциала необходимо сопрягать международные и региональные усилия, в т.ч. в рамках эффективных инклюзивных форматов с центральной ролью ООН и ее Совета Безопасности.

Многие наши коллеги по Совету с завидной регулярностью пытаются использовать формат сегодняшнего заседания для обсуждения так называемого регионального поведения Ирана, которое выставляется чуть ли не источником всех бед на Ближнем Востоке. При этом и притом, что Иран готов к такому диалогу, ими не озвучивается сколь-нибудь субстантивных предложений по преодолению проблем региона. Порой складывается такое впечатление, что их единственной целью является дальнейшее нагнетание антииранской истерии, которое на деле служит лишь усугублению и без того сложной обстановки на Ближнем Востоке.

Российская Федерация выступает за выработку позитивной и объединительной повестки дня для Совета Безопасности и всего международного сообщества на Ближнем Востоке и учет законных интересов всех государств региона, включая Иран.

Ключевым моментом нашей общей работы в регионе должно стать создание условий, способствующих укреплению общей атмосферы доверия. Это имеет важное значение в отношениях между арабскими государствами, Израилем и Ираном. Напомним, что в своей резолюции 598 от 1988 г. Совет Безопасности дал поручение Генсекретарю проработать совместно с региональными сторонами меры укрепления безопасности и стабильности в регионе. Вопрос этот непростой. Но работу в этом направлении начинать надо. И мы готовы оказать посильное содействие в контактах с нашими региональными партнерами.

Конечной целью должно стать формирование такой архитектуры региональной безопасности, которая будет иметь подлинно инклюзивный характер и предполагать подключение всех государств этой части земного шара. Остается актуальной наша концепция укрепления безопасности в Персидском заливе под международные гарантии, которую можно было начать реализовывать с проведения конференции с участием государств данного субрегиона. В перспективе такую конференцию можно было бы расширить и за счет других ближневосточных стран.

По всем этим и другим аспектам Россия готова работать вместе с заинтересованными партнерами на открытой и беспристрастной основе, без угроз и негативного давления.

Г-н Председатель,

В заключение еще раз хотел бы отметить, что Российская Федерация остается привержена безусловному и всеобъемлющему выполнению положений резолюции 2231 и СВПД, реализация которого, несмотря на выход США, продолжается всеми остальными его участниками.

Благодарю за внимание.