Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Е.Т.Загайнова на заседании Совета Безопасности ООН по вопросам борьбы с иностранными террористами-боевиками

Г-н Председатель,

В нынешних условиях обмен мнениями и оценками в контексте современных угроз от деятельности террористических группировок весьма востребован. Мы благодарим за вклад в сегодняшнюю дискуссию руководителя Управления по контртерроризму г-на Воронкова, председателя Комитетов СБ 1267/1989/2253 и 1988 г-на Умарова и руководителя Исполдиректората Контртеррористического комитета СБ г-жу Конинкс, которую хотели бы поздравить с дебютным брифингом в СБ.

Г-н Председатель,

В зоны конфликтов в Ираке, Сирии, Афганистане, Ливии и других регионах мира направилось беспрецедентное число радикалов, одурманенных идеологией террора. Среди них оказалось немало выходцев из наиболее благополучных государств. Рассчитывая уйти от ответственности, они возвращаются на родину или передислоцируются в другие страны в поисках так называемых «тихих гаваней».

В этой связи необходимо четкое и неукоснительное выполнение государствами своих обязательств по противодействию иностранным террористам-боевикам (ИТБ). В дополнение к уже имевшемуся обширному инструментарию борьбы с терроризмом три года назад Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 2178, специально посвященную данной проблеме. Это решение получило широкую поддержку со стороны государств-членов ООН.

Тем не менее, когда дело дошло до выполнения резолюции, оказалось, что многие государства не берутся совершенствовать свои антитеррористические системы до тех пор, пока «пожар» не вспыхнет на их территории. Показательным стал пример с обязательством криминализации различных аспектов деятельности ИТБ, закрепленным в пункте 6 резолюции 2178.

Как показывают результаты мониторинга, осуществляемого Контртеррористическим комитетом СБ, в ряде случаев даже не запущен процесс разработки законодательных запретов на поездки за рубеж с целью совершения терактов, равно как и на оказание любых форм содействия ИТБ. Более того, террористические преступления как таковые не везде объявлены вне закона. Было бы наивным полагать, что террористы, массово покидающие Сирию и Ирак, не обращают внимания на наличие подобных лазеек.

Пробелы сохраняются и в сфере международного антитеррористического сотрудничества. Функционирование механизмов правовой помощи и экстрадиции зачастую становится заложником бюрократии, не говоря уже о фактах политизации этих инструментов. Серьезные трудности сопряжены с отслеживанием трансграничного перемещения террористов, что во многих случаях усугубляется пористыми границами.

При этом объем информации об ИТБ, которой государства обмениваются как по двусторонним, так и по многосторонним каналам не соответствует нынешней угрозе. И дело не в отсутствии необходимых механизмов. Существуют продвинутые системы Интерпола. Набирает обороты созданный в нашей стране Международный банк данных по противодействию терроризму, предоставляющий максимально гибкие условия размещения и использования информации. В этих условиях становится все более очевидным, что эффективность работы на этом направлении в первую очередь зависит от наличия реальной воли к сотрудничеству.

Г-н Председатель,

Важно придерживаться комплексного подхода к работе с ИТБ, возвращающимися из зон конфликтов. Первостепенной задачей является эффективное привлечение террористов к уголовной ответственности. В основе этих усилий должны лежать принципы неотвратимости наказания и его соразмерности совершенному преступлению. Инструментами реинтеграции и реабилитации террористов действительно можно и нужно пользоваться, но - в рамках пенитенциарной системы. Считаем бесперспективным рассматривать реабилитационные программы как некую альтернативу уголовному преследованию.

Что касается практики квалификации террористов в качестве «насильственных экстремистов», среди прочего, это чревато возможностью вывода террористов, в частности ИТБ, из-под уголовной ответственности, и, в конечном счете – к усилению террористической угрозы.

Особое значение в нынешних условиях также приобретает подведение ИТБ под действие антитеррористического санкционного режима в отношении ИГИЛ и «Аль-Каиды». В этой связи вызывает вопросы нежелание некоторых государств пропускать российскую заявку в профильном санкционном Комитете на листирование двух физических лиц, причастных к деятельности этих террористических организаций. Такая, как представляется, политизированная линия бьет по эффективности Комитета.

Г-н Председатель,

Борьба с прибывшими в зону конфликта террористами в регионе БВСА близится к завершению. Ключевой вклад в достижение этой цели вносит успешная операция Воздушно-космических сил России в Сирии. Тем не менее, военных мер в борьбе с терроризмом недостаточно.

В нашей стране возбуждено более 2 тысяч уголовных дел, связанных с феноменом ИТБ. Удалось выявить 112 агентов, осуществлявших целенаправленную вербовку россиян в ряды террористических организаций. Принимаются все возможные меры для того, чтобы требования резолюции 2178 выполнялись полностью.

При этом современные вызовы диктуют необходимость постоянно совершенствовать законодательство по борьбе с терроризмом и экстремизмом. В частности, последние обновления российского антитеррористического законодательства коснулись вопросов распространения экстремистских материалов и осуществления призывов к терроризму через Интернет, совершения преступлений в условиях вооруженного конфликта, несообщения о готовящихся терактах. При разработке этих мер были проанализированы передовые мировые практики.

Придаем приоритетное значение борьбе с идеологией терроризма, ведем активную контрпропаганду. Только за 2016 год в России было распространено более 79 тысяч сообщений антитеррористического содержания, заблокировано свыше 37 тысяч Интернет-ресурсов, содержащих террористические или экстремистские материалы. Считаем необходимым активно развивать сотрудничество в этой сфере на принципе взаимной ответственности государства и частного сектора.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы подчеркнуть, что с учетом накопленного опыта в антитерроре наша делегация готова и впредь предметно работать над совершенствованием контртеррористического инструментария СБ и механизмов, обеспечивающих мониторинг его имплементации.

Благодарю Вас.