Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по выполнению резолюции 2231

Г-н Председатель,

Благодарим Розмари Дикарло за представление доклада Генсекретаря по резолюции СБ 2231. Отмечаем работу Постпреда Бельгии в качестве Координатора в Совете по выполнению положений этой резолюции. Разделяем позицию Генсекретаря в отношении выхода США из СВПД и восстановления односторонних санкций против Ирана, что противоречит целям, поставленным как в СВПД, так и резолюции 2231, и подрывает возможности Ирана соблюдать положения этих документов.

Хотим еще раз напомнить, что Совместный всеобъемлющий план действий и единогласно принятая 20 июля 2015 года резолюция СБ 2231 стали одним из исторических достижений мировой дипломатии и многосторонности в целом. Эти договоренности доказали, что даже самые острые проблемы и кризисы могут быть преодолены политическими средствами при наличии соответствующей воли.

Иран добросовестно выполняет свою часть договоренностей в рамках СВПД. Об этом свидетельствуют многочисленные доклады гендиректора МАГАТЭ. В этом смысле СВПД стал важнейшим инструментом обеспечения международного режима нераспространения, а Иран – одной из самых проверяемых стран мира.

В настоящий момент единственным путем сохранения Плана является добросовестное выполнение всеми остающимися в ней государствами-участниками добровольно взятых на себя обязательств. В этом контексте отмечаем, что в докладе Генсекретаря четко засвидетельствовано неукоснительное соблюдение Ираном всех его «ядерных» обязательств, «невзирая на внушительные вызовы».

Г-н Председатель,

Мы многократно на всех международных площадках осуждали безответственные попытки торпедировать договоренности и выражали надежду на то, вопросы мировой безопасности и стабильности перестанут быть заложником внутриполитической «кухни» отдельных государств. К сожалению, наши призывы были проигнорированы, и уникальный потенциал СВПД поставлен под угрозу.

Выйдя в одностороннем порядке из СВПД и подорвав фундаментальные для региональной и мировой безопасности договоренности, США пытаются теперь все свалить с больной головы на здоровую. Они не только отказываются выполнять ими же одобренную резолюцию 2231, но и стараются побольнее «наказать» все другие государства-члены за выполнение решений Совета Безопасности. От Ирана же напротив требуют беспрекословного выполнения абсолютно всех обязательств. 

Причем подобных примеров «двоемыслия» в шагах американской администрации немало. Звучат заверения в том, что никто не собирается менять режим в Иране, – одновременно следуют угрозы «нанести сокрушительный удар», вводятся новые санкции. Идет призыв к диалогу – и параллельно во всеуслышание объявляется о намерении нарастить военное присутствие в регионе. Такие сигналы, расшифровать которые не под силу даже опытному криптологу, могут только привести ситуацию к «точке невозврата».

Г-н Председатель,

Единственным практическим шагом, который можно предпринять для спасения СВПД, является выполнение остающимися участниками договоренностей своих обязательств. Необходимо отбросить страх и эгоистические соображения, поставить на первый план задачи по поддержанию жизнеспобности СВПД. Убеждены, что постоянное «повышение ставок» и выяснение, кому дороже судьба Плана, только провоцируют крайние настроения. Нельзя допустить, чтобы верх взяли силы, которые считают единственным средством решения любых международных вопросов политическое давление, экономическое удушение и военно-силовой шантаж.

С момента заключения СВПД его эффективность была предопределена единством политической воли всех участников и их совместной нацеленностью на конечный результат. Значит, и сегодня необходимо сообща добиваться создания таких условий, которые позволили бы уверенно решать задачи, стоящие перед теми, кто сохранил приверженность СВПД.

Мы за сохранение СВПД. И хотим, чтобы приверженность Соглашению сохранял и Иран. Но мы понимаем глубокое разочарование Тегерана развитием событий, при котором от него требуют полного соблюдения обязательств, не предлагая взамен того, ради чего эта сделка была заключена. Тем более, что происходит это на фоне стремления Вашингтона удушить Иран экономическими санкциями, не говоря уже о военных угрозах. Все участники СВПД должны предпринять реальные, а не демонстративные усилия и шаги, чтобы Иран понимал, ради чего он выполняет обязательства по СВПД. Это законное требование Тегерана.

Г-н Председатель,

С сожалением отмечаем, что доклад страдает хронической бездоказательностью в частях, которые касаются иранской ракетной программы, предполагаемых поставок вооружений из Ирана, неких якобы допущенных Тегераном нарушений положений резолюции СБ ООН 2231 о заморозке активов и запрете на перемещение отдельных физических лиц. Неизжитой проблемой также остается инспекционная самодеятельность представителей Секретариата, не обладающих ни должными компетенциями, ни соответствующим мандатом. Формулировки же об уверенности в иранском происхождении неких ракет и иных вооружений, к изучению которых были допущены представители Секретариат, ничего в конечном итоге не доказывают. Проблему усугубляет оговорка, что Секретариат не в состоянии подтвердить, что упомянутые ракеты или крылья к неким боевым беспилотным аппаратам поставлялись Ираном за рубеж после вступления в действие СВПД. Возникает вопрос: если Секретариат не может утверждать и не может предоставить соответствующей экспертизы, что нарушение резолюции СБ ООН 2231 имело место, то зачем он постоянно включает соответствующие сюжеты в доклад?

Г-н Председатель,

Мы видим, как происходит искусственное нагнетание ситуации в Персидском заливе, что ставит под угрозу мир и безопасность в регионе, а также международные усилия по урегулированию конфликтов. Предоставляемые «доказательства» виновности Ирана нас не убеждают. Вообще создается впечатление, что формируется casus belli. Звучащая риторика о связях Ирана с «Аль-Каидой» и подрывах танкеров, в чем Иран должен был быть заинтересован меньше, чем кто-либо, все больше напоминает март 2003 года, когда фабриковались аргументы в пользу начала вторжения в Ирак. Последствия всем хорошо известны.

Считаем, что этим провокационным действиям есть альтернатива. Необходимо укреплять общую атмосферу доверия в регионе. Напомним, что в своей резолюции 598 от 1988 года Совет Безопасности дал поручение Генсекретарю проработать совместно с региональными сторонами меры укрепления безопасности и стабильности в регионе. Сейчас как никогда востребована работа в этом направлении. Россия готова оказать этому содействие в контактах с нашими региональными партнерами и всеми заинтересованными сторонами. Конечной целью должно стать формирование подлинно иклюзивной архитектуры безопасности с подключением к ней всех государств региона. Остается актуальной наша концепция укрепления безопасности в Персидском заливе под международные гарантии, которую можно было начать реализовывать с проведения конференции с участием государств данного субрегиона с перспективой подключения других ближневосточных стран. Конечно же, мы поддерживаем призыв Генерального секретаря ООН к тому, чтобы предпринять все шаги, которые могут привести к деэскалации. 

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы особо подчеркнуть, что Российская Федерация остается привержена безусловному выполнению положений резолюции СБ 2231 и Совместного всеобъемлющего плана действий. Присоединяемся к заложенному в доклад призыву Генсекретаря избегать провокационных заявлений и действий, которые негативным образом влияли бы на региональную стабильность. Мы будем продолжать добиваться диалога, нацеленного на поиск компромиссов и баланса интересов. Это единственный путь. Только скоординированные коллективные усилия способны придать управляемость сегодняшнему развитию событий.

Благодарю за внимание.