Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании СБ ООН по иранской ядерной программе
Выражаем признательность замгенсекретаря Р-М.ДиКарло за представление очередного полугодового доклада по выполнению резолюции СБ 2231. Отмечаем эффективную работу Постпреда Нидерландов г-на К.Ван Остерома, Координатора в Совете по выполнению положений резолюции. Благодарим г-на Ж.В. ди Альмейда за его брифинг
Полностью разделяем выказанное Генсекретарем в очередном полугодовом докладе глубокое сожаление в связи с выходом США из СВПД и присоединяемся к его напоминанию о том, что вопросы, не входящие в сферу охвата договоренности, не должны служить поводом для ее развала.
В этом контексте хотел бы напомнить, что Российская Федерация неоднократно с трибуны Совета осуждала безответственные попытки США торпедировать СВПД и выражала надежду на то, что разум все-таки возобладает, и вопросы мировой безопасности и стабильности перестанут быть заложником проходящих в Вашингтоне внутриполитических процессов. Теперь, после выхода США из договоренности, вынуждены констатировать – наши призывы услышаны небыли и уникальный потенциал СВПД, которому так и не дали возможность заработать в полную силу, поставлен под угрозу. Более того, предпринятый американской стороной шаг наносит серьезный ущерб как режиму ядерного нераспространения, так и интересам безопасности на Ближнем Востоке.
Учитывая значимость односторонних действий США для выполнения резолюции 2231 и СВПД мы были крайне удивлены тем, что данная ситуация отмечена в докладе лишь мимоходом. Абсолютно непостижимо каким образом можно подготовить документ под названием «выполнение резолюции 2231» без какого-либо упоминания того факта, что восстановление Вашингтоном односторонних санкций является прямым нарушением не только его обязательств по СВПД, но и самой резолюции 2231.
Примечательно, также и то, что доклад, цитируя содержащийся в резолюции призыв ко всем государствам-членам поддержать выполнение СВПД и воздержаться от действий, которые бы его подрывали, полностью игнорирует публичные заявления руководства США и ряда других стран, которые идут вразрез с этим положением.
Не может не вызывать удивление полное отсутствие упоминания в документе запуска Тегераном предусмотренной по СВПД процедуры урегулирования споров в связи с безответственными действиями США, о чем Совет Безопасности и Генсекретарь были надлежащим образом проинформированы письмом министра иностранных дел Ирана от 11 мая.
В целом доклад носит откровенно несбалансированный характер и более похож на бездоказательную обвинительную базу в отношении Ирана, нежели на попытку представить объективную картину ситуации вокруг выполнения резолюции 2231. Такой подход тем более непонятен, так как ни один из приведенных в документе примеров якобы нарушений Тегераном резолюции 2231 не подтвержден в силу недостаточности сведений и отсутствия целостной доказательной базы.
Вновь вынуждены напомнить о недопустимости проведения Секретариатом каких-либо так называемых «расследований» возможных нарушений резолюции 2231 без четкого на то мандата со стороны Совета Безопасности, как это предусмотрено в п.6 записки его Председателя от 16 января 2016 года. В очередной раз подчеркиваем – сотрудники Секретариата не обладают соответствующей квалификацией и экспертизой для анализа и оценки ракетных систем, а также обычных вооружений.
Поэтому исходим из того, что вся приведенная в докладе техническая фактура по изучению в Саудовской Аравии компонентов ракет, которыми велся обстрел Йемена, ничего не доказывает и просто несостоятельна, а какой-либо независимой экспертизы выводов Секретариата не проводилось. Более того, сам факт и сроки якобы имевшей место передачи Ираном баллистических ракетных систем или их компонентов хуситам, как подчеркивается в докладе, не установлен. Таким образом, документ указывает на отсутствие какого-либо состава преступления. То же самое относится к незаконным инспекциям Секретариата в Бахрейне и ОАЭ.
По причине отсутствия каких-либо фактов нарушения требований резолюции 2231 серьезные вопросы также вызывает и необходимость упоминания в докладе фактов участия Организации оборонных предприятий Ирана в выставке вооружений в Ираке, а также заключения меморандума о взаимопонимании между иранской строительной компанией «Хатам Аль-Амбия» и властями Сирии.
По-прежнему настаиваем на том, что доклад не должен содержать информации из открытых источников, а также ссылок на предоставленную отдельными странами непроверенную или заведомо непроверяемую информацию, тем более когда она даже не доводится до сведения членов Совета. Считаем подобную практику абсолютно недопустимой и расцениваем ее как злонамеренную попытку сформировать в обход Совета необоснованный негативный фон вокруг Ирана.
В связи с вышеизложенным хотели бы в очередной раз напомнить Секретариату – п.7 записки Председателя СБ от 16 января 2016 года предусматривает подготовку полугодовых докладов по имплементации всей резолюции 2231, а не отдельных ее частей. Рассчитываем на то, что последующие доклады будут готовится в строгом соответствии с имеющимся мандатом и в нем получат должное внимание все действия идущие вразрез с данным решением Совета, в частности вступление в силу объявленных США 8 мая односторонних мер.
В настоящий момент единственным путем сохранения Договоренности является добросовестное выполнение всеми остающимися в ней государствами-участниками добровольно взятых на себя обязательств. В этом контексте отмечаем, что доклад Генсекретаря является четким свидетельством безоговорочного соблюдения Ираном обязательств по СВПД, что неизменно подтверждается не только МАГАТЭ, но и Секретариатом ООН, который, как следует из документа, не имеет каких-либо проверенных данных об обратном.
В заключение хотел бы отметить, что Российская Федерация остается привержена безусловному и всеобъемлющему выполнению положений резолюции 2231 и Совместного всеобъемлющего плана действий. Несмотря на выход США, реализация СВПД всеми остальными его участниками в настоящее время продолжается в полном объеме.