Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответные слова и.о.Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на открытом заседании Совета Безопасности ООН «Отвечая на сложные современные вызовы международному миру и безопасности»

Г-н Председатель,

Благодарим Вас за организацию сегодняшнего мероприятия и открытый формат обсуждения, который позволит провести широкий обмен мнениями по такому непростому вопросу как факторы, которые усугубляют урегулирование современных кризисов.

Выбранная Вами тема актуальна не только для Совета Безопасности, который в соответствии с Уставом ООН призван нести главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, но и для системы ООН в целом, ее основных органов, всех государств-членов.

При обсуждении в Совете различных конфликтов мы сталкиваемся со всем спектром угроз миру. При этом каждая страновая или региональная ситуация имеет свой неповторимый набор обстоятельств, которые учитываются при принятии решений. Такой «контекстный» подход (context-specific approach) неизменно находился в основе нашей работы.

К сожалению, нередко, отвечая на самые сложные угрозы, нам приходится опираться на Главу VII Устава ООН, которая регулирует эти решения. Однако в своей концептуальной записке Вы верно отвечаете, что помимо угроз миру, в каждой отдельной ситуации могут существовать и другие факторы – так называемые «вызовы» (challenges), способные оказывать влияние на процессы урегулирования.

К ним могут относиться всевозможные обстоятельства, выходящие далеко за рамки списка перечисленного в концептуальной записке к сегодняшнему мероприятию. К сожалению, наиболее злободневные «вызовы» стабильности остались за скобками этой записки.

Имеем в виду, прежде всего, внешнее вмешательство во внутригосударственные процессы, в том числе зарубежную поддержку таких подрывных процессов как неконституционная смена или захват власти.

Об этих важных первопричинах конфликта на юго-востоке Украины умышленно забыл упомянуть представитель Украины. Из его уст просто кощунственно звучали слова о международном праве, и вообще о праве. О каком соблюдении прав может говорить представитель страны, руководство которой пришло к власти в результате государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года? Именно тогда началась данная трагедия. Путь к разрешению конфликта известен – полное выполнение киевскими властями Минских договоренностей, поддержанных резолюцией Совета Безопасности 2002.

Возвращаясь к теме заседания. В концептуальной записке не нашло отражение и несправедливое распределение доступа к природным ресурсам и другим благам, доставшееся по наследству десяткам государств после колониального правления.

Было бы полезно также взглянуть на проблемы влияния односторонних мер экономического принуждения; сохраняющегося разрыва в доступе к современным, в том числе экологически чистым, технологиям; хищнической эксплуатации природных ресурсов транснациональными корпорациями; несправедливого распределения мест в институтах глобального экономического управления; невыполнения обязательств по предоставлению официальной помощи развитию, на проблему бедности и роста социального неравенства, которые, как следует из многочисленных докладов, с высокой вероятностью могут спровоцировать или подогреть существующие конфликты.

Всё это, безусловно, не отменяет возможного негативного влияния на ход урегулирования и таких перечисленных факторов как изменение климата, голод, эпидемии, трансграничная преступность и прочее. Однако важно учитывать, что все эти «вызовы» не универсальны, а уникальны для каждой конкретной ситуации.

Разумеется, роль ООН заключается в том, чтобы оказывать поддержку государствам, которые несут главную ответственность за ответ на «вызовы» безопасности на своих территориях.

В этом контексте убеждены, что Генеральной Ассамблее, Экономическому и социальному Совету и Совету Безопасности полезно в общем плане учитывать взаимосвязь вопросов мира, безопасности, развития и прав человека. При этом необходимо сохранять принцип «разделения труда» и каждый из этих основных органов должен действовать в рамках своей сферы ответственности.

Исходим из того, что Устав ООН наделил Генассамблею и ЭКОСОС мандатом на рассмотрение социально-экономических и природоохранных вопросов, к которым относятся борьба с изменением климата, обеспечение устойчивого водопользования, здравоохранение и подобные вопросы.

Именно Генеральная Ассамблея, с ее универсальным членским составом, выносит рекомендации по данным проблемам, каждая из которых имеет множество аспектов. Все они рассматриваются в профильных комитетах и в рамках отдельных форумов, таких, как Рамочная конвенция ООН об изменении климата.

Соединение всех элементов воедино и подготовка сбалансированных решений требует разноплановой экспертизы и времени, которыми не располагает СБ ООН.

Убеждены, что такая схема взаимодействия государств-членов в главных органах ООН станет надежной основой для работы Секретариата и после начинающейся реструктуризации его архитектуры мира и безопасности.

Сегодня Генеральная Ассамблея ООН рассмотрела вопрос о поручении Генеральному секретарю Антониу Гутеррешу представить детальные предложения по этой теме.

С учетом этого, считаем нецелесообразным перенесение в повестку дня Совета общих вопросов, находящихся в компетенции других главных органов системы ООН, имеющих значительно более широкую представленность государств-членов. Совет не должен узурпировать их голоса.

 

После слов представителя украинской делегации:

Спасибо, г-н Председатель,

Призываем представителей Украины уважать Совет и его членов. Меньше всего хотелось бы вступать в эту бессмысленную полемику, но очередная партия голословных и противоречащих здравому смыслу заявлений вынуждает нас воспользоваться ответным словом.

С момента начала конфликта на Украине, который стал следствием прямого неконституционного захвата власти майдановцами, который граждане Донецка и Луганска не признали, мы неоднократно на разных площадках продолжаем слышать про российскую агрессию, российское вмешательство в конфликт. Однако доказательств таким утверждениям как не было, так и нет. Зато есть доказательства бесчисленных нарушений украинской стороной международного права. Эти факты регулярно публикуются представителями ООН и международных организаций, чего стоят только одни целенаправленные обстрелы украинскими силовиками по объектам жизнеобеспечения Донецка и Луганска, которые не прекращаются до сих пор, несмотря на все заявления и предупреждения гуманитарщиков об угрозе масштабной гуманитарной и природной катастрофы.

Как еще кроме как бесчеловечными можно охарактеризовать умышленные действия киевских властей, которые вынуждают стариков и инвалидов ежемесячно пересекать линию фронта только для получения полагающимся им пенсий и социальных выплат. Сколько еще вам надо разрушить больниц, школ, жилых домов, чтобы наконец образумиться, остановить эту бойню и сесть за стол переговоров с собственными гражданами, которых вы до сих пор называете не иначе как террористами. Повторим: «дорожная карта» созданной вами проблемы прописана в Минских соглашениях, осталось только их выполнять.

Спасибо.

 

После слов представителя украинской делегации:

Спасибо, господин Председатель.

Хотел бы обратить внимание украинского коллеги, что есть наблюдающий за ситуацией на юго-востоке Украины механизм Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которая каждый день, а то и два раза на дню посещает участки российско-украинской границы, которые не контролируются правительством. Ни в одном докладе Миссии не было записано ни о каких массивных перебросках либо каких-либо перебросках вооружения либо военнослужащих.

В отношении безопасности ядерных объектов в Крыму после возвращения Крыма в состав Российской Федерации наша страна уведомила Международное агентство по атомной энергии, что все ядерные объекты, которые находятся на территории полуострова, под надежной охраной и действуют в полной безопасности в соответствии с положениями МАГАТЭ.

Спасибо.