Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.Ю.Кузьменкова в ходе пленарного заседания 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по п.69 «Доклад Совета ООН по правам человека»

Г-жа Председатель,

В последние годы наблюдается устойчивый рост конфронтации и политизации работы СПЧ, которые затрудняют предметное и конструктивное обсуждение правозащитных вопросов. Вызывает озабоченность непрекращающаяся практика ряда государств или групп стран использовать правозащитную тематику в качестве инструмента политического давления, навязывания заимствованных систем ценностей без учета национальных, исторических, экономических и культурных особенностей государств.

Отмечаем искусственное насыщение повестки дня Совета страновыми сюжетами. При этом выбор стран - «штрафников» осуществляется произвольно и обусловлен скорее политическими мотивами.

Допускаем, что правозащитная ситуация в той или иной стране может являться предметом законной обеспокоенности со стороны международного сообщества, однако не приемлем давления и вмешательства во внутренние дела государств под правозащитными предлогами. Это грубое нарушение международного права и Устава ООН.

Избирательная критика и «навешивание ярлыков» дискредитирует СПЧ. Подобная практика приводит к тому, что правозащитное измерение ООН не рассматривается как заслуживающая доверия система, с которой имеет смысл взаимодействовать. Как следствие, деятельность ООН в области прав человека становится неэффективной и менее востребованной.

Мы не видим сейчас в Совете реального диалога и сотрудничества. Вместе с тем, именно этими принципам и должен руководствоваться СПЧ.

Для повышения эффективности деятельности Совета необходимо сфокусироваться на вопросах оказания технического содействия государствам, причем с их прямого согласия. Вызывают сожаление постоянные попытки навязать правительствам различные контрольные процедуры, порой дублирующие друг друга. Увеличение их количества ложится тяжким бременем на бюджет ООН, а отдача от такого подхода редко оправдывается.

Обеспокоены укоренившейся практикой вброса в повестку дня Совета вопросов с явной политической подоплекой либо не имеющих прямого отношения к правам человека и не соответствующих мандату Совета. Об этом свидетельствуют периодические попытки включения в документы СПЧ формулировок, которые могут быть использованы в качестве предлога для передачи соответствующих страновых сюжетов в СБ ООН и Международный уголовный суд, или же раскручивание проблематики ответственности по защите. Считаем подобный подход контрпродуктивным и не способствующим налаживанию эффективного диалога по вопросам поощрения и защиты прав человека.

Господин Председатель,

Исходим из того, что Совет с его нынешней структурой и правилами процедуры создавался всеми государствами-членами ООН, и вносить какие-либо изменения в его работу, будь то субстантивные или процедурные моменты, можно лишь коллегиальным путем  и после соответствующего всеобъемлющего межгосударственного обсуждения. И здесь речь идет об учете мнений всех государств-членов ООН, а не только действующих членов Совета.

Считаем недопустимыми попытки произвольной корректировки работы СПЧ и его механизмов, которая идет вразрез с уставными документами СПЧ и Генассамблеи ООН. Настораживают все чаще звучащие в эти дни предложения в Женеве о необходимости внесения ряда т.н. технических изменений в работу Универсального периодического обзора уже сейчас, когда третий цикл Обзора находится в самом разгаре. Такой подход подрывает основополагающий принцип недискриминации, конструктивный характер диалога и принцип сотрудничества в работе Совета.

Вызывают обеспокоенность предложения использовать предстоящий в 2021 г. обзор статуса Совета, как это предусмотрено резолюцией ГА ООН 65/281, для обсуждения всего круга вопросов его функционирования и в целом его роли в системе ООН. В этой связи не можем поддержать планы ряда региональных групп усовершенствовать и одновременно укрепить в ближайшие годы связку Совета со всей штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке, а не только ее Генассамблеей. Хотелось бы напомнить, что мандат и круг ведения Совета четко прописаны в его уставной резолюции ГА 60/251 и переподтверждены резолюцией ГА ООН 65/281. При этом не следует забывать о подотчетности СПЧ Генассамблее ООН.

Убеждены, что эффективность работы Совета напрямую зависит от того, насколько четко его государства-члены и наблюдатели следуют установленным правилам и процедурам, мандату и задачам, поставленным Совету Генеральной Ассамблеей ООН. В этой связи призываем государства более ответственно подходить к своей работе на женевском форуме, четко следовать принципу верховенства закона в его работе, где законом являются правила процедуры Генеральной Ассамблеи ООН и СПЧ, и, безусловно, его уставные документы.

Благодарю Вас.