Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации Г.В.Кузьмина на встрече членов Совета Безопасности по формуле Арриа по теме «Роль прав человека, ответственности и правосудия в поддержании международного мира и безопасности»

Г-да Председатели,

Добро пожаловать в Нью-Йорк, г-жа Бачелет. Добро пожаловать, г-н Суареш, г-н Мерон. Я благодарен моему британскому коллеге, который предложил несколько обострить дискуссию. Я поступлю так же. Из своего выступления я уберу часть предложений и сконцентрируюсь на некоторых вещах, с тем чтобы у нашей аудитории не создавалась такая уж благостная картина.

Права человека в современном мире – это непреходящая ценность. Вопросы обеспечения этих прав не должны быть предметом политических спекуляций.

Сейчас много говорят о необходимости восстановления доверия на основе многосторонних начал. А ведь основные постулаты многосторонности (мультилатерализма) заложены в Уставе ООН: это принципы суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, взаимного уважения. Я готов согласиться, что в этом перечислении принципов права человека имеют самостоятельный, может быть даже самый весомый ценностный ориентир. Имели бы… Если бы все государства искренне и бескорыстно были бы готовы поддерживать друг друга, проявлять заботу в решении повседневных проблем населения земли. Впрочем, наивных тут нет. Замыслы, порой, в корне иные.

Нам надо повышать авторитет самой концепции прав человека. Она, увы, изрядно дискредитирована в последние десятилетия в результате "демократических бомбардировок" во имя прав человека. Мы очень на Вас надеемся в этом смысле, г-жа Бачелет.

Считаем важным разделять вопросы ответственности за нарушение прав человека и уголовной ответственности. Хорошо известно, что на международном и региональном уровнях разработан и функционирует обширный инструментарий в области защиты и поощрения прав человека. Это и конвенционные комитеты, которые обладают полномочиями рассматривать индивидуальные жалобы, и специальные суды по правам человека, к примеру, Европейский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека и другие.

Очевидно, не надо смешивать эти механизмы с продолжающими свое существование учреждениями международного уголовного правосудия, чье основное предназначение – обеспечение неотвратимости наказания за наиболее тяжкие преступления по международному праву, в том числе в целях восстановления международного мира и безопасности.

Вот хотел в этой связи сказать что-то в позитиве. Однако если мы снимем "розовые очки" и объективно взглянем на то, как справляются эти учреждения со своей задачей, то возникает одна мысль – может быть вообще зря затевался этот эксперимент. Политизированность, запредельная стоимость, низкое качество. Вспомнит ли кто-нибудь из присутствующих, чтобы в вашем суде вынесли оправдательный вердикт сразу после представления аргументов стороны обвинения? Даже не дожидаясь выступления стороны защиты. По причине крайне слабой доказательной базы, представленной обвинением. А вот в МУС такое случилось недавно. Мы не раз говорили, что для цивилизованного уровня уголовного преследования одних докладов НПО и информации из прочих "достоверных" источников недостаточно.

Кстати, по этому же принципу работают многочисленные механизмы международного расследования, порой даже не заезжая в  страну места совершения преступлений. И уж совсем паноптикум, насмешка над правосудием – когда такие навязанные, вопреки воле затронутого государства, структуры-сборщики информации создаются посредством нелегитимного решения и потому сами по себе являются нелегитимными. Я говорю о так называемом независимом механизме по оказанию содействия в расследовании преступлений в Сирии (Triple IM).

Г-н Мерон,

Про МТБЮ в сотый раз говорить не буду. Просто скажу, что мы настроены помочь нашим коллегам в Совете Безопасности больше не плодить такие трибуналы, равно как и не повторять ошибок прошлого с передачей ситуаций в МУС. Призываем партнеров сократить внешнеполитическую активность на этих малоперспективных и нерентабельных направлениях.

И по закону жанру я должен на позитиве закончить. Если члены Совета реально настроены на укрепление международного мира и безопасности, а также обеспечение защиты прав человека, то надо уважать Устав ООН и сообща вырабатывать взаимоприемлемые решения на благо людей.