Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации Г.В.Кузьмина на встрече членов Совета Безопасности по формуле Арриа по теме «Роль прав человека, ответственности и правосудия в поддержании международного мира и безопасности»
Г-да Председатели,
Добро пожаловать в Нью-Йорк, г-жа Бачелет. Добро пожаловать, г-н Суареш, г-н Мерон. Я благодарен моему британскому коллеге, который предложил несколько обострить дискуссию. Я поступлю так же. Из своего выступления я уберу часть предложений и сконцентрируюсь на некоторых вещах, с тем чтобы у нашей аудитории не создавалась такая уж благостная картина.
Права человека в современном мире – это непреходящая ценность. Вопросы обеспечения этих прав не должны быть предметом политических спекуляций.
Сейчас много говорят о необходимости восстановления доверия на основе многосторонних начал. А ведь основные постулаты многосторонности (мультилатерализма) заложены в Уставе ООН: это принципы суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, взаимного уважения. Я готов согласиться, что в этом перечислении принципов права человека имеют самостоятельный, может быть даже самый весомый ценностный ориентир. Имели бы… Если бы все государства искренне и бескорыстно были бы готовы поддерживать друг друга, проявлять заботу в решении повседневных проблем населения земли. Впрочем, наивных тут нет. Замыслы, порой, в корне иные.
Нам надо повышать авторитет самой концепции прав человека. Она, увы, изрядно дискредитирована в последние десятилетия в результате "демократических бомбардировок" во имя прав человека. Мы очень на Вас надеемся в этом смысле, г-жа Бачелет.
Считаем важным разделять вопросы ответственности за нарушение прав человека и уголовной ответственности. Хорошо известно, что на международном и региональном уровнях разработан и функционирует обширный инструментарий в области защиты и поощрения прав человека. Это и конвенционные комитеты, которые обладают полномочиями рассматривать индивидуальные жалобы, и специальные суды по правам человека, к примеру, Европейский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека и другие.
Очевидно, не надо смешивать эти механизмы с продолжающими свое существование учреждениями международного уголовного правосудия, чье основное предназначение – обеспечение неотвратимости наказания за наиболее тяжкие преступления по международному праву, в том числе в целях восстановления международного мира и безопасности.
Вот хотел в этой связи сказать что-то в позитиве. Однако если мы снимем "розовые очки" и объективно взглянем на то, как справляются эти учреждения со своей задачей, то возникает одна мысль – может быть вообще зря затевался этот эксперимент. Политизированность, запредельная стоимость, низкое качество. Вспомнит ли кто-нибудь из присутствующих, чтобы в вашем суде вынесли оправдательный вердикт сразу после представления аргументов стороны обвинения? Даже не дожидаясь выступления стороны защиты. По причине крайне слабой доказательной базы, представленной обвинением. А вот в МУС такое случилось недавно. Мы не раз говорили, что для цивилизованного уровня уголовного преследования одних докладов НПО и информации из прочих "достоверных" источников недостаточно.
Кстати, по этому же принципу работают многочисленные механизмы международного расследования, порой даже не заезжая в страну места совершения преступлений. И уж совсем паноптикум, насмешка над правосудием – когда такие навязанные, вопреки воле затронутого государства, структуры-сборщики информации создаются посредством нелегитимного решения и потому сами по себе являются нелегитимными. Я говорю о так называемом независимом механизме по оказанию содействия в расследовании преступлений в Сирии (Triple IM).
Г-н Мерон,
Про МТБЮ в сотый раз говорить не буду. Просто скажу, что мы настроены помочь нашим коллегам в Совете Безопасности больше не плодить такие трибуналы, равно как и не повторять ошибок прошлого с передачей ситуаций в МУС. Призываем партнеров сократить внешнеполитическую активность на этих малоперспективных и нерентабельных направлениях.
И по закону жанру я должен на позитиве закончить. Если члены Совета реально настроены на укрепление международного мира и безопасности, а также обеспечение защиты прав человека, то надо уважать Устав ООН и сообща вырабатывать взаимоприемлемые решения на благо людей.