Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня 124

Господин Председатель,

Внимательно изучаем поступающую нам информацию о предложениях Генсекретаря по реформированию ООН в области архитектуры мира и безопасности, системы развития и системы управления Организации.

Понимаем необходимость адаптации ООН к меняющимся условиям и новым реалиям современности. Реформирование Всемирной организации – постоянный процесс.

Убеждены, что основной целью реформ должно являться повышение практической эффективности. Следует избегать возможности ослабления идентичности и специализации отдельных структур ООН. Необходим избежать того, чтобы профильные подразделения ООН, занимающиеся вопросами миротворчества, миростроительства, гуманитарного содействия и помощи развитию, вторгались в зоны ответственности друг друга. Надо уважать и соблюдать принцип «разделения труда», иначе избежать дублирования усилий, а значит и снижения эффективности, не удастся.

Понимаем стремление Генсекретаря при проведении реформ в области мира и безопасности сделать акцент на «предотвращении конфликтов». Это, действительно, важный постулат. Исходим из того, что такое содействие со стороны ООН может оказываться только при строгом соблюдении Устава ООН, суверенитета государств и главенствующей роли СБ. Основополагающие принципы международной помощи в этой сфере закреплены в резолюции СБ 2171. При этом главная ответственность как за предотвращение конфликтов, так и за преодоление их последствий лежит на самих государствах.

При реформировании архитектуры мира и безопасности, также важно учитывать, что вопросы миростроительства и «сохранения мира» (sustaining peace) регулируются основополагающими резолюциями СБ 1645 и 2282 и аналогичными решениями ГА ООН. В них выработано единственное определение термина «сохранение мира». Оно неразрывно связано с осуществлением миростроительных усилий и является общей задачей и ответственностью как для правительств, так и остальных участников национальных процессов.

Расширительной интерпретации понятия «сохранение мира» и его трактования в качестве нового направления деятельности ООН быть не должно. Государства-члены не обсуждали и тем более не согласовывали никакого плана действий или сегодня повестки дня в области «сохранения мира».

Господин Председатель,

Система развития ООН является ключевым элементом оказания ООН поддержки нуждающимся странам в осуществлении Целей устойчивого развития. Важно, чтобы процесс её адаптации к новым условиям проходил в рамках межправительственных договоренностей, закрепленных в резолюции ГА ООН 71/243 о Четырехгодичном всеобъемлющем обзоре политики в области оперативной деятельности. Обзор дает четкое и актуализированное представление о принципах, на которых должна строить свою работу система развития ООН в обозримой перспективе.

Считаем, что сферой приложения усилий оперативных программ и фондов должно, как и прежде, оставаться собственно развитие. Их деятельность в сфере оказания гумпомощи регламентирована соответствующими решениями стран-членов, в том числе касающиеся участия в гуманитарных кластерах под эгидой Управления ООН по координации гуманитарных вопросов. Работа в области предотвращения конфликтов, которую предлагают вменить системе развития ООН в качестве обязательной и чуть ли не приоритетной. Зона ответственности других уставных органов ООН.

Еще раз хотим подчеркнуть: мир и безопасность, развитие и права человека связаны между собой и взаимно подчеркивают друг друга, но не находятся в прямой зависимости. Развитие само по себе не сполобн6о гарантировать мир и демократию, и наоборот.

Полагаем также необоснованными намерения напрямую увязать выполнение резолюции ГА ООН 71/243 с образом деятельности ЭКОСОС и Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ). Подтверждая, что ЭКОСОС и ДЭСВ играют важную роль в координации и обеспечении поддержки деятельности оперативных программ и фондов, мы, тем не менее, напоминаем, что обзор ЭКОСОС и реформа системы развития ООН – самостоятельные процессы. Призываем принять согласованные решения по этим вопросам в рамках предстоящего на этой сессии обзора профильной резолюции ГА ООН 68/1.

Мы также осведомлены об инициативах Генерального секретаря ООН по реформе системы управления Организации. Прежде чем переходить к их рассмотрению, необходимо разобраться с тем, что было сделано ранее. Без оценки статуса реализации предыдущих проектов в области реформы системы управления ООН будет невозможно понять, в правильном ли направлении движется Организация.

Полагаем, что стратегические усилия должны быть направлены на определение общих целей и параметров этих реформ. Соответствующие предложения должны содержать в себе ясные индикаторы достижения результатов и подробные планы реализации выгод. Очевидно, что рост расходов для государств-членов неприемлем, особенно в свете текущей оптимизации бюджетов ООН. Любые инициативы должны основываться на четких мандатах Генассамблеи.

Последовательно выступаем за обеспечение транспарентности, эффективности и подотчетности (transparency, efficiency and accountability) в работе Секретариата ООН. В этой связи предлагаем искать возможности для инноваций в области планирования, формирования бюджетов и штатного расписания в рамках имеющихся у Генсекретаря полномочий. Необходимо четко соблюдать все имеющиеся мандаты при проведении преобразований, предоставить государствам-членам полный контроль за возможными изменениями в Организации, а также провести всеобъемлющую оценку преимуществ и недостатков, выгод и издержек каких-либо нововведений.

В настоящее время изучаем доклад Генсекретаря с предложениями по преобразованию системы управления ООН, выражаем свою готовность конструктивно участвовать в дальнейших дискуссиях по данной тематике в ходе основной части 72-й сессии Генассамблеи ООН.

Господин Председатель,

Качество взаимодействия между государствами и Секретариатом, построенное на доверии, определяет эффективность работы Организации. Рассчитываем в связи с этим на учет Секретариатом имеющихся рекомендаций и замечаний со стороны многих государств-членов. От их поддержки зависит успех любых начинаний.

Благодарю за внимание.