Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня 124
Господин Председатель,
Внимательно изучаем поступающую нам информацию о предложениях Генсекретаря по реформированию ООН в области архитектуры мира и безопасности, системы развития и системы управления Организации.
Понимаем необходимость адаптации ООН к меняющимся условиям и новым реалиям современности. Реформирование Всемирной организации – постоянный процесс.
Убеждены, что основной целью реформ должно являться повышение практической эффективности. Следует избегать возможности ослабления идентичности и специализации отдельных структур ООН. Необходим избежать того, чтобы профильные подразделения ООН, занимающиеся вопросами миротворчества, миростроительства, гуманитарного содействия и помощи развитию, вторгались в зоны ответственности друг друга. Надо уважать и соблюдать принцип «разделения труда», иначе избежать дублирования усилий, а значит и снижения эффективности, не удастся.
Понимаем стремление Генсекретаря при проведении реформ в области мира и безопасности сделать акцент на «предотвращении конфликтов». Это, действительно, важный постулат. Исходим из того, что такое содействие со стороны ООН может оказываться только при строгом соблюдении Устава ООН, суверенитета государств и главенствующей роли СБ. Основополагающие принципы международной помощи в этой сфере закреплены в резолюции СБ 2171. При этом главная ответственность как за предотвращение конфликтов, так и за преодоление их последствий лежит на самих государствах.
При реформировании архитектуры мира и безопасности, также важно учитывать, что вопросы миростроительства и «сохранения мира» (sustaining peace) регулируются основополагающими резолюциями СБ 1645 и 2282 и аналогичными решениями ГА ООН. В них выработано единственное определение термина «сохранение мира». Оно неразрывно связано с осуществлением миростроительных усилий и является общей задачей и ответственностью как для правительств, так и остальных участников национальных процессов.
Расширительной интерпретации понятия «сохранение мира» и его трактования в качестве нового направления деятельности ООН быть не должно. Государства-члены не обсуждали и тем более не согласовывали никакого плана действий или сегодня повестки дня в области «сохранения мира».
Господин Председатель,
Система развития ООН является ключевым элементом оказания ООН поддержки нуждающимся странам в осуществлении Целей устойчивого развития. Важно, чтобы процесс её адаптации к новым условиям проходил в рамках межправительственных договоренностей, закрепленных в резолюции ГА ООН 71/243 о Четырехгодичном всеобъемлющем обзоре политики в области оперативной деятельности. Обзор дает четкое и актуализированное представление о принципах, на которых должна строить свою работу система развития ООН в обозримой перспективе.
Считаем, что сферой приложения усилий оперативных программ и фондов должно, как и прежде, оставаться собственно развитие. Их деятельность в сфере оказания гумпомощи регламентирована соответствующими решениями стран-членов, в том числе касающиеся участия в гуманитарных кластерах под эгидой Управления ООН по координации гуманитарных вопросов. Работа в области предотвращения конфликтов, которую предлагают вменить системе развития ООН в качестве обязательной и чуть ли не приоритетной. Зона ответственности других уставных органов ООН.
Еще раз хотим подчеркнуть: мир и безопасность, развитие и права человека связаны между собой и взаимно подчеркивают друг друга, но не находятся в прямой зависимости. Развитие само по себе не сполобн6о гарантировать мир и демократию, и наоборот.
Полагаем также необоснованными намерения напрямую увязать выполнение резолюции ГА ООН 71/243 с образом деятельности ЭКОСОС и Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ). Подтверждая, что ЭКОСОС и ДЭСВ играют важную роль в координации и обеспечении поддержки деятельности оперативных программ и фондов, мы, тем не менее, напоминаем, что обзор ЭКОСОС и реформа системы развития ООН – самостоятельные процессы. Призываем принять согласованные решения по этим вопросам в рамках предстоящего на этой сессии обзора профильной резолюции ГА ООН 68/1.
Мы также осведомлены об инициативах Генерального секретаря ООН по реформе системы управления Организации. Прежде чем переходить к их рассмотрению, необходимо разобраться с тем, что было сделано ранее. Без оценки статуса реализации предыдущих проектов в области реформы системы управления ООН будет невозможно понять, в правильном ли направлении движется Организация.
Полагаем, что стратегические усилия должны быть направлены на определение общих целей и параметров этих реформ. Соответствующие предложения должны содержать в себе ясные индикаторы достижения результатов и подробные планы реализации выгод. Очевидно, что рост расходов для государств-членов неприемлем, особенно в свете текущей оптимизации бюджетов ООН. Любые инициативы должны основываться на четких мандатах Генассамблеи.
Последовательно выступаем за обеспечение транспарентности, эффективности и подотчетности (transparency, efficiency and accountability) в работе Секретариата ООН. В этой связи предлагаем искать возможности для инноваций в области планирования, формирования бюджетов и штатного расписания в рамках имеющихся у Генсекретаря полномочий. Необходимо четко соблюдать все имеющиеся мандаты при проведении преобразований, предоставить государствам-членам полный контроль за возможными изменениями в Организации, а также провести всеобъемлющую оценку преимуществ и недостатков, выгод и издержек каких-либо нововведений.
В настоящее время изучаем доклад Генсекретаря с предложениями по преобразованию системы управления ООН, выражаем свою готовность конструктивно участвовать в дальнейших дискуссиях по данной тематике в ходе основной части 72-й сессии Генассамблеи ООН.
Господин Председатель,
Качество взаимодействия между государствами и Секретариатом, построенное на доверии, определяет эффективность работы Организации. Рассчитываем в связи с этим на учет Секретариатом имеющихся рекомендаций и замечаний со стороны многих государств-членов. От их поддержки зависит успех любых начинаний.
Благодарю за внимание.