Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН при обсуждении доклада Генерального секретаря о работе Организации

Г-н Председатель,

Я бы прежде всего хотел воспользоваться этой трибуной для того, чтобы выразить слова искреннего и глубокого соболезнования американскому народу в связи с чудовищной трагедией, случившейся в Лас-Вегасе.

Выражаем признательность Генеральному секретарю за подготовку содержательного доклада. Важно, что в нем уделяется внимание не только работе Организации за прошедший год, но и задачам, которые стоят перед ней на перспективу. Разделяем ключевой посыл документа о том, что развитие международной обстановки в рассматриваемый период было отмечено противоречивыми тенденциями.

В частности, продолжающийся переход к многополярному мироустройству сопровождался накоплением конфликтного потенциала, ростом теругрозы, углублением разделительных линий, мощными миграционными волнами. Схожая картина наблюдалась в сфере развития. На фоне прогресса по ряду экономических показателей по-прежнему остро стоит проблема бедности и неравенства, сохраняется технологический разрыв, продолжается изменение климата, нарастает безработица среди молодежи.

Таким образом, всемирная Организация была вынуждена действовать в весьма непростых условиях, постоянно «держать руку на пульсе», плотно отслеживать ключевые изменения в развитии международной ситуации и оперативно на них реагировать. Разумеется, важным подспорьем для государств-членов в этом деле был Секретариат ООН и сам Генеральный секретарь. Благодарим их за предпринятые усилия.

Г-н Председатель,

Мы понимаем необходимость адаптации ООН к меняющимся условиям и новым реалиям. Ее реформирование – постоянный процесс. Создаются новые институты и структуры, расширяется повестка дня, более многообразной становится миротворческая деятельностью. Вместе с тем некоторые оценки произошедших на этом направлении событий и предложения по продвижению процесса, заложенные в доклад, представляются неоднозначными. Выделим следующее.

В разделе по многополярности отмечается, что ООН – «оптимальная площадка для сопряжения усилий государств-членов и гражданского общества в решении актуальных задач». Поддерживаем усилия по приданию деятельности Организации более прозрачного характера. При этом подчеркиваем, что ее работа традиционно носит межгосударственный характер и именно государствам-членам принадлежит прерогатива принятия решений.

Считаем некорректным расширительную интерпретацию понятия «сохранение мира» и его трактовку в качестве некой концепции или нового направления в деятельности ООН. Государства-члены не обсуждали и тем более не согласовывали никакого плана действий широко тиражируемой сегодня повестки дня в области «сохранения мира». В идентичных резолюциях ГА и СБ по обзору миростроительной архитектуры в 2016 году было выработано единственное определение термина «сохранение мира». Оно неразрывно связано с осуществлением миростроительных усилий и является общей задачей и ответственностью как для правительств, так и остальных участников национальных процессов.

Содействие со стороны ООН в области предотвращения конфликтов может оказываться только при строгом соблюдении Устава ООН, суверенитета государств и главенствующей роли СБ. Основополагающие принципы международной помощи в этой сфере закреплены в резолюции СБ 2171. При этом главная ответственность как за предотвращение конфликтов, так и за преодоление их последствий лежит на самих государствах.

Убеждены, что раннее предупреждение не должно основываться на некоем сочетании отдельных «индикаторов» конфликта, открывающем возможности для произвольных или расширительных интерпретаций. Единых рецептов и автоматизма в предотвращении конфликтов быть не может. Для каждой ситуации нужен деликатный, беспристрастный подход и терпеливый поиск уникального решения. Нельзя забывать, что многие конфликты были порождены внешним вмешательством во внутренние дела государств, в том числе для свержения неугодных режимов.

Безусловно, мир и безопасность, права человека и развитие могут в определенной степени быть взаимосвязаны. Однако важно четко понимать, что развитие само по себе не способно гарантировать мир и безопасность, равно как мир и безопасность не способны гарантировать устойчивое развитие. Несмотря на наличие взаимосвязей, каждый орган ООН должен сохранять идентичность и функциональную специализацию во избежание дублирования усилий и вторжения в зоны ответственности друг друга.

Что касается вопросов экономики, то мы не можем согласиться с тезисом, что резолюции Генассамблеи и Совета Безопасности должны служить «рамками» для содействия странам в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР). Вызывает нарекания однозначная трактовка процесса изменения климата как причины массовой миграции – это не отражает существующих расхождений в позициях стран по данному вопросу.

В докладе также обойден вниманием Форум ЭКОСОС по финансированию развития — центральная площадка для обсуждения вопросов финансирования развития и средств осуществления ЦУР. Взамен предлагается сфокусироваться на укреплении Форума по сотрудничеству в целях развития, который не обладает мандатом на выработку решений в сфере финансирования.

Г-н Председатель,

Российская делегация традиционно привержена тематике правосудия и верховенства права. Она многогранна. Однако в докладе эти категории подаются только как составная часть обеспечения прав человека. Вдобавок утверждается, что в отсутствие доступа к правосудию «определенные сегменты общества» могут скатиться к насилию. Считаем этот подход однобоким и необоснованным. Другие аспекты верховенства права, например, ключевое для него международное измерение, не акцентируются вовсе. К сожалению, схожая картина в антинаркотическом разделе.

Не уверены, что в докладе следовало уделять столько внимания Международному уголовному суду – органу, который не входит в систему ООН. Нам также непонятно, почему нелегитимный «механизм» по расследованию преступлений в Сирии подается в качестве «беспрецедентного шага». Генассамблея учредила его в нарушение Устава ООН и с превышением собственных полномочий. Вновь призываем Генсекретаря и государства-члены отказаться от любых форм его поддержки.

Г-н Председатель,

Еще раз выражаем принципиальную поддержку стремлению Генсекретаря сделать ООН лучше. Вместе с тем, учитывая весьма чувствительный характер любых изменений на этом направлении, убеждены в необходимости четкости и продуманности реформенных задумок, а также строго согласования возможных преобразований со всеми государствами-членами. Только так заложенный в доклад призыв к укреплению многосторонних начал в международной политике и повышению авторитета Организации воплотится в конкретный результат.

Благодарю за внимание.