Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН при обсуждении доклада Генерального секретаря о работе Организации
Г-н Председатель,
Я бы прежде всего хотел воспользоваться этой трибуной для того, чтобы выразить слова искреннего и глубокого соболезнования американскому народу в связи с чудовищной трагедией, случившейся в Лас-Вегасе.
Выражаем признательность Генеральному секретарю за подготовку содержательного доклада. Важно, что в нем уделяется внимание не только работе Организации за прошедший год, но и задачам, которые стоят перед ней на перспективу. Разделяем ключевой посыл документа о том, что развитие международной обстановки в рассматриваемый период было отмечено противоречивыми тенденциями.
В частности, продолжающийся переход к многополярному мироустройству сопровождался накоплением конфликтного потенциала, ростом теругрозы, углублением разделительных линий, мощными миграционными волнами. Схожая картина наблюдалась в сфере развития. На фоне прогресса по ряду экономических показателей по-прежнему остро стоит проблема бедности и неравенства, сохраняется технологический разрыв, продолжается изменение климата, нарастает безработица среди молодежи.
Таким образом, всемирная Организация была вынуждена действовать в весьма непростых условиях, постоянно «держать руку на пульсе», плотно отслеживать ключевые изменения в развитии международной ситуации и оперативно на них реагировать. Разумеется, важным подспорьем для государств-членов в этом деле был Секретариат ООН и сам Генеральный секретарь. Благодарим их за предпринятые усилия.
Г-н Председатель,
Мы понимаем необходимость адаптации ООН к меняющимся условиям и новым реалиям. Ее реформирование – постоянный процесс. Создаются новые институты и структуры, расширяется повестка дня, более многообразной становится миротворческая деятельностью. Вместе с тем некоторые оценки произошедших на этом направлении событий и предложения по продвижению процесса, заложенные в доклад, представляются неоднозначными. Выделим следующее.
В разделе по многополярности отмечается, что ООН – «оптимальная площадка для сопряжения усилий государств-членов и гражданского общества в решении актуальных задач». Поддерживаем усилия по приданию деятельности Организации более прозрачного характера. При этом подчеркиваем, что ее работа традиционно носит межгосударственный характер и именно государствам-членам принадлежит прерогатива принятия решений.
Считаем некорректным расширительную интерпретацию понятия «сохранение мира» и его трактовку в качестве некой концепции или нового направления в деятельности ООН. Государства-члены не обсуждали и тем более не согласовывали никакого плана действий широко тиражируемой сегодня повестки дня в области «сохранения мира». В идентичных резолюциях ГА и СБ по обзору миростроительной архитектуры в 2016 году было выработано единственное определение термина «сохранение мира». Оно неразрывно связано с осуществлением миростроительных усилий и является общей задачей и ответственностью как для правительств, так и остальных участников национальных процессов.
Содействие со стороны ООН в области предотвращения конфликтов может оказываться только при строгом соблюдении Устава ООН, суверенитета государств и главенствующей роли СБ. Основополагающие принципы международной помощи в этой сфере закреплены в резолюции СБ 2171. При этом главная ответственность как за предотвращение конфликтов, так и за преодоление их последствий лежит на самих государствах.
Убеждены, что раннее предупреждение не должно основываться на некоем сочетании отдельных «индикаторов» конфликта, открывающем возможности для произвольных или расширительных интерпретаций. Единых рецептов и автоматизма в предотвращении конфликтов быть не может. Для каждой ситуации нужен деликатный, беспристрастный подход и терпеливый поиск уникального решения. Нельзя забывать, что многие конфликты были порождены внешним вмешательством во внутренние дела государств, в том числе для свержения неугодных режимов.
Безусловно, мир и безопасность, права человека и развитие могут в определенной степени быть взаимосвязаны. Однако важно четко понимать, что развитие само по себе не способно гарантировать мир и безопасность, равно как мир и безопасность не способны гарантировать устойчивое развитие. Несмотря на наличие взаимосвязей, каждый орган ООН должен сохранять идентичность и функциональную специализацию во избежание дублирования усилий и вторжения в зоны ответственности друг друга.
Что касается вопросов экономики, то мы не можем согласиться с тезисом, что резолюции Генассамблеи и Совета Безопасности должны служить «рамками» для содействия странам в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР). Вызывает нарекания однозначная трактовка процесса изменения климата как причины массовой миграции – это не отражает существующих расхождений в позициях стран по данному вопросу.
В докладе также обойден вниманием Форум ЭКОСОС по финансированию развития — центральная площадка для обсуждения вопросов финансирования развития и средств осуществления ЦУР. Взамен предлагается сфокусироваться на укреплении Форума по сотрудничеству в целях развития, который не обладает мандатом на выработку решений в сфере финансирования.
Г-н Председатель,
Российская делегация традиционно привержена тематике правосудия и верховенства права. Она многогранна. Однако в докладе эти категории подаются только как составная часть обеспечения прав человека. Вдобавок утверждается, что в отсутствие доступа к правосудию «определенные сегменты общества» могут скатиться к насилию. Считаем этот подход однобоким и необоснованным. Другие аспекты верховенства права, например, ключевое для него международное измерение, не акцентируются вовсе. К сожалению, схожая картина в антинаркотическом разделе.
Не уверены, что в докладе следовало уделять столько внимания Международному уголовному суду – органу, который не входит в систему ООН. Нам также непонятно, почему нелегитимный «механизм» по расследованию преступлений в Сирии подается в качестве «беспрецедентного шага». Генассамблея учредила его в нарушение Устава ООН и с превышением собственных полномочий. Вновь призываем Генсекретаря и государства-члены отказаться от любых форм его поддержки.
Г-н Председатель,
Еще раз выражаем принципиальную поддержку стремлению Генсекретаря сделать ООН лучше. Вместе с тем, учитывая весьма чувствительный характер любых изменений на этом направлении, убеждены в необходимости четкости и продуманности реформенных задумок, а также строго согласования возможных преобразований со всеми государствами-членами. Только так заложенный в доклад призыв к укреплению многосторонних начал в международной политике и повышению авторитета Организации воплотится в конкретный результат.
Благодарю за внимание.