Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на заседании Генеральной Ассамблеи ООН при принятии резолюции о создании «механизма» по содействию расследованию и уголовному преследованию ответственных за тяжкие преступления по международному праву в Сирийской Арабской Республике

Г-н Председатель,

Как известно, Генеральная Ассамблея, как и другие органы ООН, не имеет права создавать вспомогательные структуры c полномочиями, которыми сама Ассамблея не обладает.

В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея не может учреждать ни прокурорские органы, ни органы, призванные содействовать расследованию «преступлений», совершенных на территории государства-члена, в том виде, как они задуманы авторами рассматриваемого сегодня проекта.

Поэтому его одобрение означало бы выход Ассамблеи за рамки своего мандата, прямое вмешательство во внутренние дела государства-члена ООН и нарушение его суверенитета.

Изложенные оценки полностью подтверждаются практикой ООН. Генеральная Ассамблея на протяжении всей истории Всемирной организации лишь фиксировала факты создания комиссий по расследованию на основании соглашения с затронутым государством, то есть при условии получения явно выраженного предварительного согласия последнего. Этот важнейший элемент в рассматриваемом проекте резолюции отсутствует.

Наша делегация последовательно отстаивает принцип, согласно которому решение вопросов привлечения к ответственности и наказания не должно идти в ущерб политическому урегулированию. Наоборот, эти два процесса должны содействовать друг другу. Резолюция в случае принятия лишь отдалит ключевую задачу налаживания мирного процесса в Сирийской Арабской Республике.

Предлагаемый документ идет вразрез с Женевским коммюнике от 30 июня 2012 года, в котором указаны параметры переходного правосудия в рамках задач комплексного урегулирования в Сирии.

Право определять механизмы расследования преступлений и привлечения виновных к ответственности принадлежит Сирии и ее народу. Рассмотрение этого вопроса должно вписываться в контекст сирийского национального примирения и не предвосхищать его итоги.

Показательна спешка и кулуарность при подготовке данной резолюции. Реальных открытых переговоров по проекту не проводилось. В силу этого в данном случае не приходится говорить о коллективном подходе, на основе которого должна выстраиваться работа в ООН.

Вряд ли все это можно расценить как свидетельство подлинного стремления к обеспечению правосудия. Такие методы более характерны для политизированных и конъюнктурных шагов.

Таким образом, авторы предлагают Генеральной Ассамблее принять заведомо нелегитимное решение, выходящее за рамки ее полномочий. Материал, собранный данным механизмом, не может считаться доказательством в уголовно-процессуальном смысле и быть принят в этом качестве судебными и правоохранительными органами. Соответственно, работа механизма не принесет реальной пользы, а будет не более чем политическим мероприятием.

Мы будем голосовать против этого проекта и призывает другие государства поступить так же.