Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на неформальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по Сирии

 

Г-н Председатель.

Не скрою, происходящее в этом зале вызывает у нас немалое недоумение. Как такое возможно, что Генеральный секретарь ООН говорит о ситуации в Сирии, о тяжелейшей гуманитарной ситуации, которая там сложилась, и ни словом не упоминает террористические организации? Ни «Джабхат ан-Нусра», ни ИГИЛ ни словом не упомянуты в выступлении Генерального секретаря. Как будто те беды, которые обрушились на Сирию, - это примерно то же самое, что ураган, который разрушил Гаити. Разве борьба с терроризмом не является одной из главных целей Организации Объединенных Наций? Действительно, мельком Спецпредставитель Генерального секретаря господин Стефан де Мистура упомянул «Джабхат ан-Нусру», ИГИЛ. Но он собирается «с достоинством» провожать «Джабхат ан-Нусру» из восточного Алеппо в их столицу, захваченный ими город Идлиб, да еще от имени Генерального секретаря. О каком достоинстве Вы ведете речь? О каком достоинстве террористов Вы ведете речь?

Напомню, что две единогласно принятые Советом Безопасности ООН резолюции (резолюции 2249 и 2254) требуют от членов ООН ликвидировать «надежное прибежище», которое террористы создали себе на значительных частях территории Сирии (“to eradicate the safe haven that they have established over significant parts of Syria”). В этой связи у меня возникает вопрос: принимает ли во внимание Генеральный секретарь, когда он говорит о Сирии, эти резолюции Совета Безопасности? Министр иностранных дел Канады, созвавшей сегодня это заседание, также ни словом не упомянул, что бесчинствуют террористы в Сирии. Ни «Джабхат ан-Нусру», ни ИГИЛ. У меня возникает вопрос: собирается ли Канада уважать резолюции Совета Безопасности ООН, упомянутые мной, и другие, которые требуют сделать борьбу с терроризмом и уничтожение терроризма одним из наших приоритетов? Передо мной выступала моя американская коллега и сказала, что Соединенные Штаты продолжают бороться с «Нусрой», а вот споуксмен Государственного департамента по-другому разъяснил ситуацию - сказал, что Соединенные Штаты борются с ИГИЛ, а вот после того, как «Нусра» вошла в города Соединенные Штаты перестали бороться с «Нусрой». Значит, жители Восточного Алеппо должны оставаться заложниками этой террористической организации? Теперь, коль скоро представитель Соединенных Штатов рассуждала о причинах происходящего, чтобы не быть голословным, я напомню авторитетное американское высказывание - вице-президента Соединенных Штатов Джозефа Байдена, с которыми он выступил два года назад в Гарвардском университете. Во-первых, он сказал, что умеренных в Сирии нет, “no moderate middle”, а потом стал развивать свою мысль. Для точности я процитирую по-английски:

“Our allies in the region were our largest problem in Syria. What were they doing? They were so determined to take down Assad and essentially have a proxy Sunni-Shia war, what did they do? They poured hundreds of millions of dollars and tens of tons of weapons into anyone who would fight against Assad — except that the people who were being supplied were al Nusra and al Qaeda and the extremist elements of jihadis who were coming from other parts of the world. Now you think I’m exaggerating? Take a look! Where did all of this go? So now that’s happening all of a sudden everybody’s awakened because of this outfit called ISIL, which was al Qaeda in Iraq, when they were essentially thrown out of Iraq , found open space and territory in Syria, and they work with al Nusra, who we declared a terrorist group early on. And we could not convince our colleagues to stop supplying them”

Вот причина происходящего. Вам вице-президент Ваш разъяснил, уважаемая посол Пауэр. Вице-президент США в минуту откровенности разъяснил, что произошло.

Здесь сидят представители некоторых стран в зале, о которых все знают, что они финансируют и снабжают оружием террористические группировки: и «Нусру», и ИГИЛ и некоторые другие, которые почему-то никак не попадут в список террористических организаций Совета Безопасности ООН. Прекратите снабжать террористов оружием и деньгами и я вас уверяю, что гуманитарная ситуация в Сирии очень быстро исправится. А Соединенным Штатам пора бы уже выполнить обещание, которое дал нам директор ЦРУ десять месяцев назад о том, что США смогут размежевать так называемую умеренную оппозицию от террористов. Соединенные Штаты не в состоянии привести к порядку ни своих региональных союзников, ни нусровцев, выпущенных ими как джин из бутылки. А вот с красивыми речами выступать Соединенные Штаты конечно научились.

Г-н Председатель.

Наше подготовленное выступление к сегодняшнему мероприятию мы распространим в письменном виде.


 


 

Г-н Председатель,

Российская Федерация активно работает над мирным разрешением конфликта в Сирии. Мы стояли у истоков разработки базовых документов, определяющих модальности политического урегулирования. Совместно с США являемся сопредседателями Международной группы поддержки Сирии, в рамках которой предпринимаются конкретные шаги на основных направлениях сирийской повестки дня.

В результате деятельности российского Центра по примирению враждующих сторон уже более 800 населённых пунктов в Сирии присоединились к режиму прекращения боевых действий, получив все преимущества нормальной жизни. Мы оказываем обширное гуманитарное содействие, в ряде случаев в партнёрстве с нашими друзьями из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Не раз давали хорошие результаты двусторонние контакты с американской стороной, когда в «переменчивом» Вашингтоне брали верх конструктивные настроения. Весомым достижением стало заключение договорённостей от 9 сентября, добросовестное выполнение которых позволило бы предотвратить эскалацию напряжённости в Алеппо и коренным образом улучшить обстановку на гуманитарном направлении. Однако в результате саботажа и грубых провокаций этого не случилось.

Ситуация в Алеппо беспокоит всех нас. Причина её ухудшения заключается в деятельности боевиков во главе с хозяйничающими в восточной части города террористами «Джабхат ан-Нусры». Именно нусровцы через объединённую штабную структуру «Гурфа Амалият Муштарака» управляют заблокированной в Алеппо группировкой, координируя все манёвры её сил и средств.

Из восточного Алеппо ведутся постоянные обстрелы западной части города, терроризирующие мирное население. Гибнет по двадцать человек в неделю. Какое правительство смирится с таким положением?

Боевики в восточном Алеппо подрывают все попытки наладить гуманитарное снабжение и обеспечить эвакуацию больных, раненых, да и просто мирных горожан, которые устали жить бок о бок с головорезами. Объявлялись «режимы тишины», власти Сирии отводили войска, упрощали порядок проверки грузовиков, давали гарантии безопасности. Ответом же были угрозы уничтожать гуманитарные конвои, расправы над простыми людьми. Паузы использовались боевиками для перегруппировки и усиления.

Существуют противоречивые оценки численности отрядов вооружённой оппозиции и нусровцев в восточном Алеппо, но не будет преувеличением сказать, что последних как минимум в десять раз меньше. Тем не менее, оппозиционеры даже не думали повернуть оружие против террористов и выдавить их из города, потому что это взаимовыгодный симбиоз.

Ключевая задача по отмежеванию «умеренных» групп вооружённой оппозиции от террористов была поставлена ещё в начале года. Американские коллеги взяли на себя соответствующее обязательство, но выполнить его не смогли. У нас в этой связи даже появлялись мысли, что кто-то намеренно хочет сохранить «Нусру» как наиболее боеспособную единицу в вооружённой борьбе против правительства Сирии.

Вчера в Женеве на базе российско-американского Центра оперативного реагирования в соответствии с Лозаннскими договорённостями прошла экспертная встреча с целью выработки практической схемы отделения «умеренной» оппозиции от засевших в восточной части Алеппо террористов. Состоялся полезный предметный разговор, который, как мы рассчитываем, может приблизить достижение поставленной цели.

Министерство обороны России объявило о введении сегодня, 20 октября, гуманитарной паузы. С этой целью уже 18 октября с 10 часов утра по местному времени в районе Алеппо была прекращена работа военной авиации Сирии и Воздушно-Космических Сил России, оказывающих контртеррористическую поддержку сирийскому правительству. Мы предпринимаем эти шаги в интересах решения экстренных гуманитарных задач, чтобы дать возможность людям выйти из восточного Алеппо, если они пожелают, а боевикам сделать выбор: либо остаться в рядах террористов и быть уничтоженными, либо отмежеваться от них.

Готовы учитывать рекомендации гуманитарных структур ООН по модальностям гумсодействия, в том числе длительности пауз, но руководствоваться будем также соображениями приоритетности подавления в Алеппо террористического очага. Без этого полноценного оздоровления гуманитарной обстановки не наступит.

С интересом восприняли инициативу г-на С.де Мистуры по деэскалации обстановки в восточном Алеппо, обозначили готовность обсуждать её детали. Некоторые же члены Совета Безопасности восприняли идеи спецпосланника с холодным равнодушием. Что за этим стоит – желание сохранить статус-кво и продолжать обливать грязью Россию? Убеждены: нусровцев можно выдворить из города, хотя не уверены, что при этом следует сильно заботиться об их «достоинстве».

Те, кто не сотрудничает с террористами, должны подписать соглашение о прекращении боевых действий, как это предусмотрено российско-американскими договорённостями, затверждёнными в резолюции Совета Безопасности 2268. Рассчитываем, что страны, имеющие влияние на вооружённые формирования в восточном Алеппо, смогут правильно сориентировать своих подопечных. Как видите, варианты решения есть. Если же боевики не присоединятся к перемирию или не уйдут из города, а продолжат воевать и терроризировать мирных жителей, они станут законной мишенью для контртеррористических ударов.

Некоторые наши зарубежные партнёры, прикрывая собственные фатальные ошибки в региональной политике и двойную повестку дня, обвиняют во всех бедах правительство Сирии, а теперь направили основной удар на Россию. Прибегают к откровенным провокациям вроде обречённой на неудачу франко-испанской инициативы в Совете Безопасности. Это нечестная позиция. Пропагандистские шоу так называемых «друзей Сирии» на ооновских площадках лишь свидетельствуют о том, что катастрофическая для региона Ближнего Востока политика по «смене режимов», против которой выступает Россия, не ушла с повестки дня. Апологеты насильственной смены власти в Дамаске заинтересованы в сохранении Алеппо в качестве постоянно кровоточащей раны Сирии. Призываем отказаться от этой убогой парадигмы и позволить совместными усилиями нормализовать ситуацию в городе.

Мы не уклоняемся от обсуждения волнующих всех нас вопросов, в том числе в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, но реальное улучшение обстановки зависит сегодня от тех, кто непосредственно вовлечён в сирийские дела. Если подходить к делу серьёзно и профессионально, то все понимают, что это далеко не только Россия, которую, в отличие от большинства других, пригласило на сирийскую землю её правительство.

Многого предстоит добиться в работе с оппозицией, радикальные элементы которой упрямствуют в нежелании конструктивно участвовать в переговорах и продолжают выдвигать условия. Необходимо побудить её к диалогу с властями и как можно скорее обеспечить продолжение переговорного процесса в Женеве. Ждём от С.де Мистуры инициативы в этом вопросе, как того требуют резолюции Совета Безопасности. Причём представительство оппонентов официального Дамаска должно носить максимально широкий характер. Это тоже зафиксировано в резолюциях СБ ООН.

Рассчитываем, что урегулирование в Сирии будет осуществляться путём сложения усилий на основе международного права, при уважении суверенитета и территориальной целостности Сирии и без недобросовестной политизации.

Благодарю за внимание.