Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня 122 "Вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и связанные с этим вопросы"

 

Г-н Председатель,

Благодарим Вас за созыв сегодняшнего заседания. Вопрос реформы Совета Безопасности ООН является одним из сложнейших в повестке дня всемирной Организации, поскольку речь идет об органе, который в соответствии с Уставом ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Поздравляем постоянных представителей Румынии и Туниса с назначением на должность со-координаторов межправительственных переговоров. Рассчитываем, что их деятельность будет построена на принципах объективности, беспристрастности, учете всей гаммы позиций государств-членов. Не теряет актуальность критерий «не навредить».

Г-н Председатель,

Сегодняшнее заседание знаменует начало дискуссий по реформе Совета Безопасности ООН на 71-й сессии Генеральной ассамблеи. Обсуждение этого вопроса идёт не первый год, причем весьма непросто. Государствам-членам кое в чем удалось продвинуться на реформенном направлении, однако универсальное решение, которое могло бы получить максимально широкое согласие, не просматривается.

Подходы основных игроков на "реформенном поле" по-прежнему существенно различаются, подчас диаметрально. В таких условиях мы не видим альтернативы продолжению в ходе текущей сессии Генассамблеи терпеливой, пошаговой работы по сближению переговорных позиций.

Наша позиция хорошо известна. Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН отмечает необходимость придания этому органу более представительного характера за счет участия в нем развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Однако усилия в этом направлении не должны сказываться на способности Совета эффективно и оперативно реагировать на возникающие вызовы. В этом контексте мы выступаем за сохранение компактного характера состава Совета Безопасности. Его оптимальный численный состав не должен превышать "чуть более двадцати" членов (low twenties).

Для нас неприемлемы любые идеи, ведущие к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая право вето. Следует помнить: данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных решений. Покушаться на него было бы неверно и с исторической, и с политической точек зрения. Таким образом, прерогативы нынешних постоянных членов СБ ревизии не подлежат.

Г-н Председатель,

Мы полностью поддерживаем неоднократно звучавшее с этой трибуны мнение о том, что процесс реформирования Совета Безопасности должен быть "собственностью" всех без исключения государств-членов, а его итоговая формула – пользоваться максимально широкой поддержкой членов Организации. Если не удастся достичь в данном вопросе консенсуса, то в любом случае политически необходимо гарантировать поддержку значительно большего числа государств-членов, чем юридически необходимое большинство в две трети голосов Генассамблеи.

Убеждены, что вопрос реформы Совета Безопасности не может быть решен только "арифметическим путем" за счет постановки тех или иных моделей на голосование для получения минимально необходимых голосов. Результат, достигнутый таким образом, едва ли добавит авторитета и эффективности Совету Безопасности и уж точно не послужит укреплению единства всемирной Организации. Как раз наоборот.

При этом мы готовы рассмотреть любой разумный вариант расширения состава Совета Безопасности, включая т.н. "промежуточное решение", то есть по сути – компромисс, если он опять же будет опираться на самое широкое согласие в ООН.

Рассчитываем, что усилия Председателя Генассамблеи и со-координаторов переговоров будут направлены именно на оказание максимального содействия дискуссиям при том понимании, что "собственность" в этом процессе остается за государствами-членами. Такая кропотливая работа должна проводиться в спокойном, транспарентном и инклюзивном ключе без произвольных временных графиков. Нам всем важно отдавать себе ясный отчет в том, что в этом деле не может быть места искусственным срокам, а также попыткам решить данную комплексную проблему одним росчерком пера.

И в заключение. Давайте не будем забывать главного: прогресс в реформировании Совета Безопасности не может быть достигнут через подготовку каких-либо "координаторских текстов", переговорных документов или иные не согласованные со всеми государствами-членами инициативы. Предыдущие сессии Генеральной Ассамблеи показали тщетность и опасность попыток форсированного решения реформенного вопроса без оглядки на консенсус. В равной степени не приемлем попыток оказывать на координаторов одностороннего давления. 

Прогресс в реформе Совета Безопасности ООН будет зависеть только от политической воли государств-членов и их готовности достичь разумного компромисса. Призываем всех следовать этому основополагающему принципу.

Благодарю Вас.