Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление главы российской делегации, заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.М.Гатилова в ходе пленарного заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН для решения проблемы перемещения больших групп беженцев и мигрантов

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Российская Федерация приветствует проведение Пленарного заседания высокого уровня, посвященного вопросам поиска путей решения проблем мигрантов и беженцев во всем мире. Рассматриваем его в качестве важного международного форума для обсуждения вопросов содействия лицам, вынужденно покинувшим свои дома из-за охвативших их страны войн
и внутренних вооруженных конфликтов, а также из-за политических, экономических, социальных и других неурядиц.

Сегодня, когда в мире насчитывается более 65 млн. вынужденных мигрантов, тема пленарного заседания представляется как нельзя актуальной. Разделяем общую точку зрения о том, что самый надежный способ успешного решения проблем беженцев – ликвидация самих причин, вынуждающих людей покидать свою родину.

Исходим из того, что для успешного реагирования на современные миграционные вызовы требуется, прежде всего, политическое предотвращение и урегулирование конфликтов, координация усилий мирового сообщества в политической, социально-экономической, гуманитарной и других областях, обеспечение безопасности и прав человека, налаживание взаимосвязи между гуманитарной помощью и содействием развитию. Следует исключить внешнее вмешательство во внутренние дела других государств.

Считаем, что нынешняя сложная миграционная ситуация в Европе является следствием безответственного вмешательства во внутренние дела суверенных государств Ближнего Востока и Северной Африки в целях их дестабилизации и насильственной смены неугодных правительств. Это привело к коллапсу государственности, гуманитарным катастрофам, гражданским войнам и подъему терроризма, сделав проживание там невыносимым в связи с угрозой жизни и соблюдению основополагающих прав и свобод человека и вызвав таким образом массовые потоки беженцев и мигрантов из указанного региона. Полагаем, что государства, активно участвовавшие в таком вмешательстве, должны нести первоочередную и наибольшую ответственность за оказание помощи жертвам – беженцам и вынужденным мигрантам.

Убеждены: решение миграционных проблем в Европе лежит в плоскости политического урегулирования в государствах исхода мигрантов, а также содействия им в социально-экономическом развитии и государственном строительстве. Миллионам людей и целым народам нужны мир, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Залогом этого могут стать гражданское примирение в Сирии, Ливии и других странах БВСА и борьба с терроризмом в регионе.

В этой связи рассматриваем продвижение концепции «разделения ответственности» как попытку переложить бремя ответственности на чужие плечи. Настаиваем на контрпродуктивности такого рода заходов.

Исходим из того, что данная концепция не предполагает для России дополнительных международно-правовых и/или финансовых обязательств. При этом подчеркиваем, что Российская Федерация поддерживает международный режим защиты беженцев, в основе которого лежат Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г. Наша страна оказывает политическую и донорскую поддержку Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев, предоставляет значительные объемы гуманитарной помощи государствам исхода беженцев, а также обеспечивает прием и обустройство беженцев на своей территории, в том числе более миллиона вынужденных мигрантов из Украины.

Считаем, что для нормализации миграционной ситуации следует также обеспечить надлежащий контроль за миграционными потоками, пресекать криминальные действия со стороны мигрантов, наладить механизмы реадмиссии, создать дополнительные каналы законной миграции.

Необходимо сделать все для того, чтобы исключить возможность проникновения в страны приема беженцев иностранных террористов вместе с теми, кто действительно нуждается в помощи. Недопустимо, чтобы беженцы становились объектом политического манипулирования со стороны сил, разжигающих этническую, религиозную и социальную ненависть, и, тем более, чтобы лагеря беженцев использовались для вербовки и военной подготовки боевиков.

Исходим из того, что подходы к преодолению миграционных проблем, включая вопросы обеспечения и защиты прав беженцев, не могут противоречить базовым принципам гуманности, нейтральности, беспристрастности и независимости, а также нарушать суверенитет и территориальную целостность государств и реализовываться без согласия тех стран, где они осуществляются. Международно-правовой основой такой деятельности являются Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г.

И еще одно замечание, г-н Председатель. Мы выслушали выступления представителей Грузии и Украины, в которых прозвучали необоснованные нападки в адрес России. Скажу лишь одно, с учетом ограниченности времени: цель таких выступлений очевидна – переложить на чужие плечи груз ответственности за сложившуюся ситуацию, оправдать преступную политику, вынудившую тысячи людей бросать места проживания, а также свое нежелание предпринимать реальные шаги по исправлению положения.

Благодарю за внимание.