Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Рабочей группы по ревитализации Генассамблеи ООН

Г-жа и г-н сопредседатели,

Приветствуем созыв сегодняшнего заседания рабочей группы для рассмотрения вопросов, касающихся роли и полномочий Генеральной Ассамблеи ООН.

Совершенствование работы Генассамблеи – неотъемлемая часть комплексной задачи реформирования ООН. Российская позиция здесь остается неизменной. Мы поддерживаем дальнейшую отладку методов работы Генассамблеи, выступаем за разумные и реалистичные предложения, нацеленные на повышение ее авторитета и эффективности. При этом исходим из того, что любые нововведения должны опираться на консенсус и строгое соблюдение схемы распределения прерогатив между главными органами ООН, как это зафиксировано в Уставе.

Процесс ревитализации не должен означать перераспределение в пользу Генассамблеи полномочий других уставных органов Организации, в том числе Совета Безопасности. Поэтому мы неизменно настаивали и будем настаивать на обязательности неукоснительного выполнения соответствующих положений Устава о главной ответственности СБ в деле поддержания международного мира и безопасности. Хотели бы напомнить, что Генассамблея, в соответствии со статьей 12 Устава ООН, «не может делать какие-либо рекомендации», касающиеся вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности. 

К сожалению, в практике Генассамблеи есть примеры очевидного выхода за рамки своего уставного мандата. Речь о создании так называемого «механизма для оказания помощи в расследовании» в Сирии. Этот шаг, равно как и принятие Генассамблеей в 2016 г соответствующей резолюции, противоречат Уставу ООН, его статьям 10, 11, 12 и 22 и нарушают принципы разделения труда между главными органами ООН.

Выступаем категорически против приобретающего популярность использования площадки ГА для шумных пиар-акций, направленных на провоцирование тех или иных государств-членов или их демонизацию. Таких примеров в прошлом и, к сожалению, в нынешнем году было предостаточно. Убеждены, что подобные мероприятия наносят непоправимый урон Генассамблее, ее авторитету и никоим образом не способствуют подлинному решению тех или иных международных проблем. Очевидно также, что ждать выполнения подобных конъюнктурных и политизированных резолюций ГА не приходится.

В то же время мы разделяем озабоченность многих делегаций тем, что и Совет Безопасности порой вторгается в прерогативы других органов ООН. Нашим коллегам по Совету хорошо известно, что мы сдержанно относимся к инициативам рассмотрения в СБ тематических сюжетов, тем более «генерического» свойства. Считаем, что Совет должен фокусироваться на страновых ситуациях и на вопросах, по которым он может и должен принимать конкретные решения.

При этом хотели бы отметить, что многие записные критики «посягательств» Совета на полномочия Генассамблеи, оказываясь в СБ, сами начинают злоупотреблять организацией тематических заседаний по вопросам, далеко выходящим за рамки прерогатив Совета. В очередной раз повторяем: важность или неважность какой-либо темы не определяется тем, выносилась она на обсуждение СБ или нет.

Г-н и г-жа сопредседатели,

Мы убеждены, что в вопросе взаимодействия между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей нам следует сосредоточиться не на «перетягивании каната», а на сферах, где не только возможно, но и необходимо реальное сотрудничество. Как, например, по вопросам повышения эффективности ооновского миротворчества и миростроительства. СБ и Генассамблея способны внести здесь весомый вклад.

 Г-н и г-жа сопредседатели,

Россия поддерживает усилия по совершенствованию модальностей взаимодействия Генассамблеи и ЭКОСОС. В качестве приоритетной задачи рассматриваем обеспечение эффективного и рационального разделения труда между этими ключевыми органами ООН, прежде всего в контексте реализации Повестки дня устойчивого развития до 2030 года.

Исходим из того, что эта деятельность поможет преодолеть фрагментацию при рассмотрении вопросов устойчивого развития, избежать дублирования в деятельности основных органов ООН. При этом рассчитываем, что «оптимизация» повестки дня будет проведена без ущерба ее субстантивному содержанию.

Убеждены, что любые шаги по ревитализации ГА ООН не должны ослаблять потенциал ЭКОСОС как центрального уставного координирующего органа системы развития ООН, важнейшего международного форума для выработки базовых принципов и стандартов глобального экономического, социального, природоохранного и гуманитарного сотрудничества.

Благодарю за внимание.