Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя России при ООН Д.А.Полянского на заседании Рабочей группы по ревитализации Генассамблеи ООН

Г-н и г-жа сопредседатели,

Приветствуем созыв первого заседания специальной Рабочей группы Генассамблеи по ревитализации ее работы. Пользуясь случаем, хотели бы поздравить постоянных представителей Иордании и Словакии с назначением на должность сопредседателей рабгруппы. Желаем им всяческих успехов на этом поприще. Отмечаем работу постпредов Хорватии и Колумбии в качестве сопредседателей рабгруппы в ходе 72-й сессии.

Россия поддерживает разумные и реалистичные предложения, направленные на повышение авторитета и эффективности работы Генассамблеи. Видим необходимость в дальнейшем совершенствовании ее рабочих методов и упорядочение все еще перегруженной повестки дня. В частности, необходимо продолжить работу по переводу некоторых пунктов повестки ГА на двух- или трехгодичную основу и удалению неактуальных.

Выступаем за дальнейшую разгрузку «недели высокого уровня» в рамках общеполитической дискуссии. В ходе пребывания в Нью-Йорке у глав государств и правительств, а также мининдел и без того интенсивный график двусторонних контактов. Целесообразно ограничить на этот период число мероприятий высокого уровня. Их можно равномерно распределять в течение всего срока сессионной работы. При этом немаловажно, чтобы такие изменения учитывали интересы всех государств-членов.

Исходим из того, что любые начинания должны основываться на неукоснительном соблюдении распределения прерогатив между главными органами ООН, как это закреплено в Уставе Организации. Нередко в адрес Совета Безопасности раздается критика, будто он посягает на полномочия других органов ООН. Разделяем эту озабоченность. Нашим коллегам по СБ известно, что мы сдержанно относимся к рассмотрению в нем сюжетов, носящих тематический характер и напрямую не относящихся к проблематике сохранения международного мира и безопасности. Справедливости ради хотели бы напомнить, что и Генассамблея, в соответствии со статьей 12 Устава ООН, «не может делать какие-либо рекомендации», касающиеся вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности.

Приветствуем настрой сопредседателей на достижение по итогам работы в этом году сжатого, ориентированного на результат текста. При этом отмечаем усиливающуюся тенденцию политизации ГА ООН, использования ее трибуны в пропагандистских и внутриполитических целях, а в ряде случаев – по сути, в качестве этапа предвыборной кампании. Как следствие множатся ситуации, когда проекты выполняемых на голосовании резолюций их авторы даже не удосуживаются предварительно обсуждать. Подобная ситуация сказывается самым негативным образом на работе Генассамблеи и ее авторитете в мире.

Одной из наиболее чувствительных тем в ревитализационной повестке дня является вопрос о роли Генассамблеи в отборе и назначении Генсекретаря. Особенно много внимания уделяется повышению прозрачности и «демократичности» этой процедуры. Готовы продолжать работать над разумной оптимизацией существующего порядка. Вместе с тем исходим из того, что идеи на этот счет требуют самого внимательного изучения, в первую очередь, на предмет строго соответствия Уставу ООН, согласно которому Генсекретарь назначается Генассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Также не следует забывать, что главная задача – избирать на пост Генсекретаря наиболее достойного кандидата. Стремление же к излишней кодификации процедуры чревато нежелательными последствиями.

Готовы изучить предложения по укреплению институциональной памяти Председателя ГА. Вместе с тем отмечаем, что как и всякий вопрос, который может иметь финансовые последствия для регулярного бюджета ООН, он должен рассматриваться в полном соответствии с существующей процедурой, т.е. в Пятом комитете и Консультативном комитете по административным и бюджетным вопросам.

Благодарю за внимание.