Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева по итогам принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Противодействие преступлениям сексуального характера»
Г-н Председатель,
Прежде всего хотели бы выразить признательность государствам, инициировавшим принятие сегодняшнего документа, а также всем делегациям, принявшим конструктивное участие в работе над ним.
Несмотря на некоторые позитивные подвижки за последние месяцы в статистике по преступлениям сексуального характера, совершенным сотрудниками различных подразделений миссий ООН, эта проблема продолжает оставаться крайне острой и наносит непоправимый вред авторитету Всемирной Организации. Считаем, что ООН и государства-члены должны предпринимать все возможные меры к предотвращению и полному искоренению таких действий.
Не меньшее возмущение вызывает и информация о вопиющих случаях сексуальной эксплуатации и насилия, совершенных военнослужащими иностранных неооновских контингентов, развернутых в регионах конфликтов по решению Совета Безопасности. Эти контингенты, как и «голубые каски» ООН, призваны нести в страны мир и безопасность, а значит, к ним должны применяться те же стандарты «нулевой терпимости», вне зависимости от стран происхождения нарушителей и формата их участия в работе миссий.
Резолюция СБ ООН 2272 внесла некоторый вклад в обсуждение данной проблематики в ООН в целом, однако неизменно исходим из того, что она была принята Советом в виде исключения, поскольку вопросы дисциплины миротворцев не связаны с поддержанием международного мира и безопасности.
В этой связи приветствуем возвращение обсуждения данной проблематики в Генеральную Ассамблею ООН, где эти вопросы дискутируются на протяжении многих лет: в ее Спецкомитете по миротворческим операциям, Пятом и Шестом комитетах. Превентивные и профилактические меры закладываются и в регулярно принимаемые ГА ООН резолюции по теме «Уголовная ответственность должностных лиц ООН и экспертов в командировках».
В частности, при активном участии ГА ООН была введена практика предварительной подготовки и вводного инструктажа персонала, которая осуществляется государствами вместе с миротворческими операциями и специальными политическими миссиями. Эти меры дают реальные результаты. Именно Генассамблее представляются соответствующие доклады Генерального секретаря. Твердо выступаем за продолжение такой оправдавшей себя практики.
Полагаем, что именно от вовлеченности в выработку соответствующих мер всех государств-членов ООН зависит эффективность их реализации на практике. Ключевое слово здесь принадлежит странам-поставщикам контингентов в ОПМ ООН, которые обладают всей полнотой информации относительно того, почему не удается искоренить эту достойную сожаления статистику.
Ни в коей мере не умаляя тяжесть преступлений на сексуальной почве, полагаем, что продвигаемая рядом государств и Секретариатом ООН идея коллективной ответственности за подобные деяния является весьма спорной. С нашей точки зрения, упор следует делать на добросовестных усилиях по поиску конкретных преступников, установлению их вины и преданию суду. Отдельная важнейшая задача – меры по предотвращению таких преступлений, надлежащая подготовка и проверка направляемых в ооновские миссии военнослужащих и гражданского персонала. Здесь основное бремя - в случае с военными и полицейскими - ложится на плечи стран-поставщиков контингентов. В случае же с гражданским персоналом ответственность лежит на Секретариате ООН.