Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Специального комитета Генеральной Ассамблеи ООН по операциям по поддержанию мира

Г-жа Председатель,

Деятельность ООН в области поддержания мира эволюционирует как с концептуальной, так и оперативной точек зрения. Это связано с изменением природы конфликтов, носящих на современном этапе, как правило, внутренний характер, расширением географии кризисов, усугублением трансграничных вызовов и угроз.

Значительную обеспокоенность вызывает ухудшение ситуации в области безопасности миротворцев. В различных регионах мира растет число целенаправленных асимметричных нападений на сотрудников ОПМ (Мали, ДР Конго, Дарфур), в т.ч. с целью похищения (как, например, на Голанах). Настаиваем на объективном и оперативном расследовании подобных инцидентов и привлечении к ответственности всех виновных.

С целью минимизировать неоправданный риск для "голубых касок" непременной составляющей при планировании операций должна быть тщательная оценка возможных угроз для ооновского персонала. Критически важной в этом контексте является тесная координация действий миссий с властями государств развертывания, несущими основную ответственность за обеспечение безопасности миротворцев и создание условий для их деятельности.

Г-жа Председатель,

СБ ООН, который принимает решения о развертывании миротворческих миссий, реагирует на изменение международных реалий и наделяет ОПМ мандатами, соответствующими ситуации "на земле" и характеру стоящих перед принимающими странами и "голубыми касками" угроз. Несмотря на то, что в последнее время обстановка в государствах развертывания требует "усиления" мандатов, считаем, что автоматизма в решениях Совета здесь быть не должно. Каждый мандат индивидуален, а чрезмерное использование силы миротворцами чревато большими издержками, включая имиджевые потери для Всемирной организации, а также уязвимость в плане безопасности самих ОПМ.

Центральной, хотя и не единственной задачей "сильных" мандатов современных миссий ООН все чаще становится защита гражданских лиц. В тоже время у нас вызывает серьезную озабоченность наблюдающееся стремление к вольной интерпретации норм международного гуманитарного права в части, касающейся защиты гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта. Недопустимы любые действия под лозунгом заботы о мирном населении, которые на деле преследуют узкие геополитические цели, в т.ч. по смещению законных властей суверенных государств.

Действия по защите гражданских лиц не должны выходить за рамки мандатов СБ ООН, которые, в свою очередь, должны быть четкими, не допускать двояких интерпретаций и неукоснительно соблюдаться теми, кому поручается выполнение соответствующих задач. Первостепенное значение имеет также налаживание конструктивного повседневного взаимодействия миротворцев с местными органами власти, которые по определению несут непосредственную ответственность за защиту своего населения.

Понимаем, что комплексные задачи, стоящие перед миротворцами на современном этапе, а также существующие угрозы безопасности "голубым каскам" наводят на мысль о применении новых технологий. В первую очередь, речь здесь идет об использовании т.н. технологий мониторинга и слежения, включая беспилотные летательные аппараты.

Вместе с тем полагаем, что торопиться с их скорейшим повсеместным "введением в строй" не стоит. Экспериментальное использование БПЛА в ДР Конго, как справедливо отмечено в приложении к докладу Генсекретаря, выявило некоторые положительные характеристики их развертывания, однако в том же документе подчеркнута важность дополнительного, более глубокого анализа эффективности их использования. Необходимо дальнейшее субстантивное обсуждение государствами-членами данного вопроса для получения полной ясности о юридических, оперативно-технических и бюджетных последствиях, связанных с применением этого вида техники.

Здесь, как представляется, центральную роль призван играть Спецкомитет, который уже на протяжении 50 лет является главным межгосударственным форумом ООН, уполномоченным давать Секретариату политические рекомендации в отношении миротворчества во всех его аспектах, включая обязательное обсуждение и одобрение различного рода руководящий указаний и инструкций, и следить за их выполнением. Контроль государств-членов не должен ослабевать также и в отношении кадровых, логистических и административно-финансовых аспектов деятельности ОПМ. 

Параллельно выполнению задач по обеспечению мира важно также вести работу по профилактике первопричин конфликтов, обеспечению долгосрочной политической стабильности и социально-экономического развития, инвестированию в институциональное строительство, укреплению национальных потенциалов в области безопасности, правосудия, госуправления. И здесь необходимо использовать потенциал Комиссии по миростроительству, специализированных структур системы ООН, региональных организаций.

Г-жа Председатель,

Наблюдающееся сегодня усиление конфликтного потенциала и его распространение на различные регионы мира требует более эффективного задействования предусмотренных Уставом ООН инструментов по поддержанию международного мира и безопасности. В этой связи свою актуальность не теряют положения Главы VI Устава ООН. Речь в данном контексте прежде всего идет о добрых услугах Генсекретаря и посреднических усилиях.

Сравнительные преимущества региональных структур, укрепляющих взаимодействие с ООН на базе Главы VIII Устава, неоднократно подтверждались в ходе усилий по кризисному урегулированию в "горячих" точках. Значительное наращивание миротворческого и посреднического потенциала в предотвращении конфликтов и поиске политических развязок демонстрирует Афросоюз. Видим хорошие возможности для развития партнерских отношений ООН с ОДКБ и ШОС, которые постепенно приумножают свой политический авторитет и вклад в укрепление региональной и международной безопасности.

Г-жа Председатель,

В ООН инициирован целый ряд обзорных процессов, направленных на детальное рассмотрение различных направлений ее деятельности. Миротворчество не стало исключением. Перешел в практическую плоскость запущенный Генсекретарем обзор миротворческих операций и специальных политических миссий. Ожидаем от группы экспертов конкретных и реализуемых рекомендаций по совершенствованию ооновского миротворчества.

Залог успеха миротворческой деятельности зиждется на императиве ее осуществления в соответствии с Уставом ООН, нормами международного права, включая суверенитет и невмешательство во внутренние дела, а также следования базовым принципам миротворчества при непременном соблюдении главной ответственности СБ за поддержание международного мира и безопасности.

И в заключение хотел бы кратко отреагировать на вчерашнее выступление представителя Грузии и еще раз прояснить некоторые исторические факты, которые, к сожалению, снова были искажены. В частности, о якобы деструктивной роли российских миротворцев, составлявших значительную часть дислоцированных в зоне конфликта Коллективных сил по поддержанию мира СНГ. Напомню, что развертывание и сотрудничество сил с МООННГ имело широкую поддержку у международного сообщества, а их эффективность по недопущению кровопролитных столкновений отмечена как Советом Безопасности, так и Генсекретарем ООН. Российские миротворцы приняли на себя первый удар в августе 2008 года в ходе развязанной по преступному приказу М.Саакашвили агрессии Грузии против Южной Осетии. И тем более кощунственно называть оккупантами погибших, в т.ч. и от рук своих бывших грузинских "сослуживцев", миротворцев, которые ценой собственных жизней пытались в течение 14 лет создавать безопасные условия для мирных жителей региона.   

Благодарю Вас.