Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации в Специальном комитете Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам операций по поддержанию мира

Г-н Председатель,

Признательны делегациям за высказанные слова сочувствия и поддержки. Для нас это подтверждение того, что настоящий профессионализм и верность делу – универсальные ценности. Поэтому мы гордимся, что Виталий Иванович Чуркин более десяти лет с честью представлял нашу страну в ООН.

* * *

На протяжении последнего времени мы наблюдаем за стремительными политическими изменениями, ростом числа и географическим расширением конфликтных ситуаций. Все это обуславливает неизбежную трансформацию миротворчества, центральное место в которой занимают санкционируемые Советом Безопасности операции по поддержанию мира, нацеленные на мирное урегулирование международных и внутригосударственных конфликтов.

Усложнившийся характер проблем, порождаемых современными кризисами, наличие специфических конфликтогенных факторов, включая терроризм, преступность, наркотрафик и другие трансграничные вызовы и угрозы, требуют должного ответа с нашей стороны.

Однако и в этих сложных условиях суть миротворчества остается неизменной – это, прежде всего, безальтернативность политического разрешения конфликтов.

Именно это в качестве приоритета обозначил и Генеральный Секретарь ООН Антониу Гуттереш, к такому же выводу ранее пришла, как известно, и Группа экспертов высокого уровня по обзору операций по поддержанию мира.

Критически важными ориентирами должны оставаться положения Устава ООН и базовые принципы ооновского миротворчества – согласие принимающей стороны, нейтральность и применение силы строго в соответствии с мандатом. Считаем, что каждое из новых или развивающихся направлений миротворчества, особенно в области более гибкого применения этого потенциала, должно соответствовать этим принципам. Стремление повысить эффективность и оперативность операций по поддержанию мира должно служить, в первую очередь, главной цели миротворчества - поддержанию мира, содействию политическому процессу и обеспечению безопасности в странах развертывания. 

Исходим из того, что решение об «усилении» мандатов ОПМ может приниматься только Советом Безопасности ООН в каждом конкретном случае, исходя из складывающейся «на земле» ситуации и после тщательной проработки государствами-членами. Автоматизма здесь быть не должно. Бесконтрольное использование силы «голубыми касками» неизбежно приведет к снижению уровня их безопасности и подорвет авторитет всемирной организации.

Индивидуальный подход при разработке и трактовке мандатов должен применяться и по вопросу защиты гражданских лиц. Оправдание задачами защиты населения военного вмешательства извне, осуществляемого в угоду политическим интересам отдельных государств, оборачивается еще большими жертвами среди мирных граждан.

Столь сложный характер задач, стоящих перед миротворцами, безусловно, возлагает особую ответственность на Комитет, которому в этом году предстоит согласовать судьбоносные решения, которые на долгое время вперед определят, каким будет миротворчество.

Нам предстоит изучить массу инициатив и выбрать из них только те, которые не просто не навредят, а будут работать на благо. От того на сколько мы сможем взвесить все возможные последствия наших решений, в конечном счете, будет зависеть эффективность международных миротворческих усилий.