Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя В.К.Сафронкова на заседании Генеральной Ассамблеи ООН по положению на Ближнем Востоке

Г-жа Председатель,

Россию и государства Ближнего Востока связывают многие десятилетия дружбы, конструктивного взаимовыгодного сотрудничества. Наши отношения выдержали испытание временем. Мы искренне заинтересованы в скорейшем возвращении стабильности в этот регион.

Но реальность сегодня такова, что положение на Ближнем Востоке остается сложным и по-прежнему требует значительных коллективных усилий. Только в рамках широкого взаимодействия и многосторонней дипломатии можно достичь подвижек в деле урегулирования острых кризисных ситуаций в регионе и победить терроризм.

Убеждены, что выработка общего видения путей продвижения к стабилизации и нормализации Ближнего Востока возможна, несмотря на различия в подходах. Совместные действия стран-гарантов Астанинского процесса доказали это на деле. Мы открыты для всех, кто заинтересован в такой работе.

Вместе мы можем сделать многое для оздоровления обстановки на Ближнем Востоке. Максимально широким фронтом, к созданию которого призывал Президент России В.В.Путин, мы можем достичь существенных прорывов на контртеррористическом направлении. Сообща у нас получится прекратить кровопролитие в Йемене, стабилизировать Ливию, помочь вернуться сирийским беженцам на родину и дать отпор глобальному миграционному вызову, поддержать нормализацию в Ираке и разблокировать другие кризисы. Страны региона обладают богатым потенциалом – культурным, человеческим, природным, -  чтобы устойчиво развиваться и даже процветать. Но этот потенциал может быть в полной мере реализован только тогда, когда прекратится вмешательство во внутренние дела ближневосточных государств.

Принцип невмешательства должен соблюдаться, как и другие положения Устава ООН и международного права. В их строгом соблюдении видим прочную основу для коллективного поиска путей урегулирования кризисных ситуаций, прежде всего в рамках ООН и ее Совета Безопасности, которые являются основными гарантами современной международно-правовой системы.

Не приемлем попыток агрессивной ревизии отдельных международных договоренностей, оформленных в том числе в виде соответствующих резолюций СБ и ГА ООН. Эти опасные шаги не только сводят к нулю предпринятые ранее усилия по разрешению конфликтов, но и подрывают авторитет Организации объединенных наций и ведут к эрозии международного права в целом.

Вместо односторонней ревизии необходимо направить все усилия на интенсификацию посредничества при лидирующей роли ООН для запуска или возобновления диалоговых механизмов урегулирования кризисов, в центре которых находится палестино-израильский конфликт. Его разрешение имеет ключевое значения для улучшения ситуации во всем регионе.

К сожалению, на оккупированных палестинских территориях доминируют дестабилизирующие тенденции. Перспектива возобновления переговорного процесса отдаляется. Ширится пропасть непонимания и недоверия между палестинцами и израильтянами. На первый план выходят не призывы к миру и мирные инициативы, а насилие, односторонние шаги, провокационная риторика, попытки создавать свершившиеся факты в ущерб урегулированию.

Не спадает напряженность вокруг сектора Газа, где лишь в последнее время ценой огромных усилий удалось установить относительное затишье. Рассчитываем, что оно будет носить устойчивый и долгосрочный характер, даст возможность международному сообществу активизировать работу по выправлению удручающей гуманитарной ситуации в секторе и сфокусироваться на продвижении политического процесса. Разумеется, любое содействие Газе должно осуществляться в тесной координации с законными палестинскими властями во главе с Президентом М.Аббасом и вписываться в решение задачи восстановления палестинского единства.

Позиция России остается последовательной. Всеобъемлющего, устойчивого арабо-израильского урегулирования и решения палестинского вопроса можно достичь на международно-признанной основе, включающей резолюции СБ ООН, Арабскую мирную инициативу, «принципы Мадрида», включая принцип «земля в обмен на мир» в отношении всех оккупированных территорий, в том числе Голанских высот Сирийской Арабской республики. Важнейшим инструментом урегулирования остается «формула двух государств», которая предполагает создание в регионе в результате переговоров государства Палестина, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем. Не приемлем политику создания «свершившихся фактов на земле». Считаем незаконным расширение израильских поселений, снос палестинской собственности и выселение палестинских семей. Осуждаем все формы насилия и провокационную риторику. Исходим из того, что только в формате прямого диалога между палестинцами и израильтянами может быть осуществлен поиск ответов на все вопросы окончательного статуса. Это касается Иерусалима, беженцев, границ, фундаментальных для региона вопросов безопасности. Нельзя просто взять и убрать эти чувствительные вопросы со стола переговоров до их обсуждения сторонами.

Россия продолжит играть активную роль на Ближнем Востоке в качестве постоянного члена СБ ООН и участника ближневосточного «квартета» международных посредников, который остается единственным одобренным резолюциями СБ уникальным посредническим форматом. Предложение о проведении в России саммита между лидерами Палестины и Израиля остается актуальным.

Продолжим содействие Ближневосточному агентству для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) – содействие финансовое и политическое. Деятельность БАПОР имеет фундаментальное значение, оказывая важный стабилизационный эффект на палестинских территориях и странах Ближнего Востока. Агентство должно жить и полноценно функционировать.

Г-жа Председатель,

Российская Федерация выступает за выработку позитивной и объединительной повестки дня для всего международного сообщества на Ближнем Востоке, в том числе на палестинском треке. Ключевым моментом нашей общей работы в регионе должно стать создание условий, способствующих укреплению общей атмосферы доверия. Это имеет ключевое значение в отношениях между арабскими государствами, Израилем и Ираном. Напомним, что в своей резолюции 598 от 1988 г. Совет Безопасности дал поручение Генсекретарю проработать совместно с региональными сторонами меры укрепления безопасности и стабильности в регионе. Вопрос этот непростой. Но работу в этом направлении начинать надо. Россия готова оказать посильное содействие всем без исключения нашим региональным партнерам.

Конечной целью должно стать формирование такой архитектуры региональной безопасности, которая будет иметь подлинно инклюзивный характер и предполагать подключение всех государств этой части земного шара. Остается актуальной наша концепция укрепления безопасности в Персидском заливе под международные гарантии, которую можно было бы начать реализовывать с проведения конференции с участием государств данного субрегиона. В перспективе такую конференцию можно было бы расширить и за счет других ближневосточных государств.

Акцентируем, что все принимаемые Генеральной Ассамблеей ООН решения должны идти в логике решения вышеуказанных проблем. По всем этим и другим аспектам Россия готова работать вместе с заинтересованными партнерами на открытой и беспристрастной основе.

Благодарю за внимание.