Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Генеральной Ассамблеи ООН по п. 37 повестки дня "Положение на Ближнем Востоке"

24 ноября 2015 года


Г-н Председатель,

В настоящее время Ближний Восток охвачен стремительно разрастающимся пространством хаоса. Террористическое насилие набирает масштабы. ИГИЛ и "Джабхат Ан-Нусра" хозяйничают на обширных территориях в Ираке, Сирии, пускают свои корни и в других государствах Ближнего Востока. Как показал этот год, их человеконенавистническая смертоносная идеология выплескивается все дальше за пределы региона.

Еще в феврале 2012 года, когда Генассамблея принимала резолюцию 253 по Сирии, наши поправки с призывами к сирийской оппозиции отмежеваться от практикующих насилие групп и одновременно с отводом правительственных войск прекратить нападения на государственные учреждения не были восприняты с должным вниманием и в итоге не попали в текст. В 2013 году многим из нас также не хватило решимости осудить противоправные и террористические действия антиправительственных сил, подпитываемых извне.

Прошло не так много времени, но всем уже ясно, что наши споры и из-за отношения к руководителям тех или иных государств, выдвижение предварительных условий для начала политпроцесса, - лишь усиливают террористов, мишенями для которых становимся все мы. Любые попытки извлечь выгоды из хаоса, дестабилизации, подрыва государственных устоев – бесперспективны, и рано или поздно приводят к непредсказуемыми последствиям.

Отрадно, что осознание этого пришло. Стал возможен Венский процесс, открывающий возможность сирийского урегулирования, ведомого самими сирийцами на основе Женевского коммюнике 2012 года и принципов, согласованных в ходе двух встреч Международной группы поддержки Сирии.

Несмотря на всю переживаемую регионом турбулентность палестино-израильский конфликт остается ключевым для судеб региона.

Минувший период ознаменовался новым всплеском напряженности и насилия в отношении мирных палестинцев и израильтян. Такие действия недопустимы. Им нужно положить конец как можно скорее. Ключевое значение имеет нормализация обстановки вокруг Святых мест в Восточном Иерусалиме, которые одинаково почитаемы иудеями, мусульманами и христианами.

Серьезным усугубляющим фактором остается незаконное поселенческое строительство, которое усиливает взаимную ненависть израильтян и палестинцев и добавляет напряженности.

Израиль и Палестина должны вернуться за стол переговоров и срочно начать предметное и субстантивное обсуждение путей решения конфликта в соответствии с международно-правовой базой урегулирования, включающей резолюции Совета Безопасности, Мадридские принципы, "дорожную карту", Арабскую мирную инициативу. При этом важно содействовать восстановлению палестинского единства на платформе Организации освобождения Палестины. Взаимоприемлемые договоренности должны обеспечить создание независимого, территориально целостного и жизнеспособного палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем.

Из фокуса внимания нельзя упускать и ситуацию в Газе. Востребованы шаги, направленные на снятие блокады, или хотя бы на ее ослабление. Важную роль в этом должно сыграть своевременное поступление донорских средств, а также объединение палестинских рядов на основе политической  платформы ООП и Арабской мирной инициативы.

Россия со своей стороны продолжит содействовать возобновлению переговоров – как по двусторонним каналам, так и на различных международных площадках, прежде всего, в формате ближневосточного квартета международных посредников. Считаем важными активизировавшиеся встречи четверки, ее заявления, принятые в сентябре и октябре, контакты с регионалами, поездки спецпредставителей. Надеемся, что предстоящее посещение ими Израиля и Палестины послужит общей цели приближения к урегулированию.

Как и в других ближневосточных вопросах, в мирном процессе между Израилем и Палестиной важны коллективные усилия и политическая воля как самих заинтересованных сторон, так и ответственных членов международного сообщества.