Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на пленарном заседании 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня «Доклад Международного уголовного суда»

Г-н Председатель,

Наша делегация разочарована тем, что в рассматриваемом сегодня проекте резолюции не нашли отражения подходы государств, не участвующих в Римском статуте Международного уголовного суда (МУС).

Необходимость в корректировке резолюции с целью ее приведения в соответствие с нынешними реалиями назрела давно. Ее хвалебные формулировки имеют мало общего с фактическим положением дел внутри и вокруг Суда, а призывы к скорейшей ратификации Римского статута и вовсе смотрятся неуместно на фоне решений ряда государств о выходе из него. Последнее обстоятельство в резолюции не отражено вовсе. Вместе с тем оно наглядно иллюстрирует обоснованность критики в отношении этой судебной инстанции.

Свое видение деятельности МУС мы подробно излагали в ходе майского обсуждения аналогичной резолюции. Прошедшие полгода, к сожалению, не дают нам каких-либо оснований для пересмотра оценок. В свете плачевной ситуации с осуществлением Судом своих функций и отсутствия видимых перспектив ее исправления наша страна уведомила депозитария Римского статута о том, что не намерена становиться участником данного договора.

Г-н Председатель,

Рассматриваемая сегодня резолюция – искусственно законсервированный набор надежд и чаяний, которые международное сообщество возлагало на новый судебный орган в первые годы его существования. Насколько эти ожидания реализовались, можно судить по итогам 15-летнего существования МУС. За это время он вынес всего 4 обвинительных приговора, израсходовав 1 миллиард долларов. Несколько дел просто развалилось из-за слабой доказательной базы.

Показательную скорость Суд демонстрирует лишь тогда, когда это обусловлено политической ситуацией. В 2011 году, например, МУС обеспечил быстрое «юридическое сопровождение» бомбардировок Ливии, инициировав в считанные дни расследование в отношении Муаммара Каддафи и его соратников. После этого интерес к данному досье, судя по всему, был утрачен: ни одного нового дела в нем за прошедшие 5 лет не появилось. От рассмотрения вопроса о жертвах среди мирного населения в результате бомбовых ударов НАТО в Ливии Прокуратура МУС самоустраняется. Ничего не сделано и в плане расследования преступлений ИГИЛ.

В своей деятельности Суд игнорирует нормы общего международного права об иммунитетах должностных лиц государств, не участвующих в Римском статуте. В этой связи мы с пониманием относимся к озабоченностям ряда африканских государств, а также Африканского союза. Политико-правовые мотивы решений о выходе из Римского статута нам ясны.

Проблем у Суда много, и мы не будем все перечислять. Но главное, пожалуй, в следующем. Едва ли можно назвать хотя бы одну ситуацию, в которой МУС реально поспособствовал бы стабилизации обстановки, прекращению насилия и облегчению участи мирного населения. Особенно показательны в этом плане итоги его многолетней деятельности в Ливии и Дарфуре.

Г-н Председатель,

Учитывая все изложенные обстоятельства, наша делегация не может поддержать техническое обновление текста и дистанцируется от консенсуса по резолюции.