Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по п. 10 повестки дня «Осуществление Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом и Политических деклараций по ВИЧ/СПИДу»
Г-н Председатель,
Благодарим Генсекретаря ООН за доклад, который дает богатую пищу для размышлений о путях активизации усилий по противодействию распространению вируса и оказанию поддержки его носителям.
Приветствуем последние результаты борьбы с ВИЧ, в частности расширение масштабов применения антиретровирусной терапии, снижение смертности от СПИДа и сокращение новых случаев инфицирования, которые вселяют надежду на искоренение СПИДа к 2030 году, как это предусмотрено Повесткой дня устойчивого развития.
Считаем, что определение дальнейшей траектории в решении проблемы должно осуществляться на основе сбалансированного подхода, с учетом культурных и религиозных особенностей стран и национального законодательства, как это закреплено в Политической декларации 2016 г. В этой связи не можем согласиться с некоторыми положениями доклада, которые позиционируют раздачу игл и шприцев, применение опиоидной заместительной терапии и других спорных практик в духе не имеющей универсального признания концепции «сокращения вреда» в качестве эффективных инструментов и стратегий по улучшению здоровья и качества жизни потребителей инъекционных наркотиков.
Исходим из того, что основополагающей задачей общественного здравоохранения является не снижение связанного с наркотиками вреда, а полное прекращение потребления наркотиков в немедицинских целях. Предложение лечить опиоидную зависимость путем замены одного наркотика другим коренным образом противоречит научным подходам к профилактике и лечению наркозависимости. По этой причине в России законодательно запрещено применении метадоновой терапии. Следовательно, содержащиеся в докладе рекомендации расширить доступность соответствующих услуг не могут быть применимы к нашей стране (и, к слову – не только к ней) и считаться универсальными.
По нашему мнению, более реалистичным было бы пойти по пути интегрирования усилий государств по борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа среди наркопотребителей, в том числе инъекционных, в комплекс мер по сокращению спроса на наркотики, а не наоборот. Убеждены, что попытки решить эти две проблемы в отрыве друг от друга не приведут к желаемым результатам.
Г-н Председатель,
Вызывает недоумение также положение доклада о том, что криминализация хранения наркотиков и наркопотребления создают некие барьеры для оказания услуг по борьбе с ВИЧ/СПИД. Хотели бы напомнить, что определение наказаний за связанные с наркотиками преступления, включая их хранение, и применение дополнительных либо альтернативных наказанию мер в соответствии с международными конвенциями по контролю над наркотиками являются прерогативой государств.
Г-н Председатель,
Исходим из того, что ЮНЭЙДС является основной площадкой для определения дальнейших стратегий и методов борьбы с инфекцией и в этом качестве призвана оказывать поддержку другим организациям системы ООН в работе на этом направлении.
В этой связи хотели бы привлечь внимание к ведущейся Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) работе над стратегическим видением по ВИЧ/СПИДу на 2018-2021 гг. По нашему мнению, в разделе, посвященном превентивным мерам, недостаточно четко прописано такое направление деятельности как профилактика рискованного поведения. Важно не ограничиваться только т.н. медицинскими мерами борьбы с распространением вируса, но культивировать более ответственное отношение населения, в первую очередь молодежи, к своему здоровью и судьбе. Считаем, что целесообразно скоординировать усилия двух организаций и с учетом Политической декларации 2016 г. дополнить готовящийся документ положениями о профилактике рискованного поведения, информационными кампаниями о последствиях такого поведения применительно к вероятности заражения вирусом.
Г-н Председатель,
Российская Федерация целенаправленно работает над предупреждением распространения ВИЧ-инфекции. В последние годы традиционные медицинские меры пополнились новым важным элементом – проведением постоянной широкомасштабной информационной кампании среди населения, включая целевую работу с учащейся и работающей молодежью.
Активное вовлечение гражданского общества, некоммерческих организаций в мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции позволили значительно повысить их практическую отдачу, поскольку общественные организации реагируют на реальные запросы общества и могут оперативно охватить тех, кто по каким-то причинам выпал из внимания государственных служб, в том числе из групп риска. Во многом это стало возможно, благодаря внесению изменений в законодательство Российской Федерации, определяющие работу с социально-ориентированными НКО, в 2016 г.
В заключение хотели бы подтвердить готовность Российской Федерации содействовать укреплению взаимодействия в области борьбы с ВИЧ на региональном уровне, в том числе путем продолжения практики организации в Москве международных конференций по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии. Очередная, шестая по счету конференция, пройдет в апреле 2018 г. при поддержке Правительства Российской Федерации. В наших планах увеличить численность участников Конференции, что будет более соответствовать её роли как крупнейшего и представительного форума по данной тематике в регионе Восточной Европы и Центральной Азии.
Благодарю за внимание.