Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление начальника Управления науки и перспективного лесного развития Федерального агентства лесного хозяйства В.В.Дмитриева на 12-й сессии Форума ООН по лесам (1-5 мая 2017 года)

Уважаемый господин Председатель,

Приветствуем принятие Стратегического плана ООН по лесам Генеральной ассамблеей ООН. Поддерживаем закрепленный в данном документе межсекторальный подход, способствующий осуществлению Повестки дня устойчивого развития до 2030 года, Парижского соглашения, Конвенции ООН о биоразнообразии.

Повестка-2030 подчеркивает комплексный и взаимосвязанный характер Целей устойчивого развития. Полагаем, что тема лесов является ярким примером такого всеобъемлющего подхода в рамках Повестки-2030. Должное внимание к проблемам лесов способствует продвижению рационального управления природными ресурсами (в том числе водными), борьбе с изменением климата, доступу к недорогим и надежным источникам энергии, внедрению рациональных моделей производства и потребления, экологической устойчивости населенных пунктов, обеспечению продовольственной безопасности и улучшению питания, искоренению нищеты и уверенному экономическому развитию.

Непосредственно для достижения первой цели устойчивого развития «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах» Российская Федерации предпринимает ряд мер по равному доступу населения к лесным ресурсам.

Российским законодательством закреплено обеспечение дровами населения сельских районов, которое составляет около 30% всех жителей страны. Конкретные параметры данной политики регулируются региональными властями с учетом особенностей каждого субъекта Федерации и включают право сельских жителей на безвозмездное получение древесины для строительства жилья раз в 25-30 лет, до 150 кубических метров леса на человека. Проживающие на территории Российской Федерации также имеют неограниченный доступ к лесам для сбора для собственных нужд недревесных продуктов (в том числе ягод и грибов).

Одним из активных направлений деятельности России является поддержка малочисленных коренных народов. Автохтонным этносам на безвозмездной основе предоставляются территории для традиционного природопользования, выделяются квоты на охоту и ловлю рыбы, заготовку древесины, сбор недревесных ресурсов. Ряд проектов уже продемонстрировали, что доходы от ведения традиционного природопользования могут быть значительно выше, чем от заготовки древесины.

Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Недавно вступили в силу изменения в законодательство, в соответствии с которыми малые предприятия на льготной основе могут получить лесные участки для заготовки древесины. Правительство Российской Федерации также предоставляет льготы по развитию инфраструктуры и получению кредитов для развития бизнеса в данной отрасли.

В соответствии с программой развития Дальнего Востока каждый российский гражданин имеет право на получение 1 гектара земли, в том числе на лесных участках. Уже несколько десятков тысяч человек на безвозмездной основе получили участки земли и начали собственный бизнес по разведению маралов, сбору лекарственных растений, развитию охотничьих хозяйств и производству лесоматериалов.

***

Господин председатель!

По оценкам ФАО, бореальные и умеренные леса составляют 48% лесов планеты. На долю России приходится 70% бореальных лесов. Леса северных широт вносят большой вклад в решение проблемы изменения климата, сохранение биоразнообразия, предотвращение деградации земель и управление водными ресурсами.

Особое значение бореальные леса имеют для обеспечения продовольственной безопасности и улучшения питания. Леса Российской Федерации обладают большим сырьевым потенциалом. Они интенсивно используются при ведении сельского хозяйства, прежде всего для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а также пчеловодства.

В российских лесах произрастают сотни видов пищевых ресурсов и лекарственных растений. Пищевые лесные ресурсы имеют большое социальное и экономическое значение, широко используются населением, пользуются спросом на внутреннем и внешнем рынках. Во многих субъектах Российской Федерации заготовка пищевых лесных ресурсов (плодов, ягод, орехов и грибов), сбор лекарственных растений и продажа их заготовителям являются основным источником средств существования сельского населения.

Ежегодно биологический запас орехов в российских лесах составляет около 1 млн.тонн, в дополнение к более 4 млн.тонн грибов и нескольким миллионам тонн сока лесных растений.  При этом необходимо отметить, что население заготавливает только малую часть доступных недревесных лесных ресурсов. Для реализации продукции жители сельских районов также имеют доступ на рынки, что в конечном счете позволяет обеспечить достойный уровень жизни.

В соответствии с российским законодательством полномочия по использованию и управлению лесами относятся к компетенции региональных органов власти, которые определяют объем заготовки недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, а также развития малого бизнеса. Основная задача федеральных властей состоит в обеспечении качественного управления лесами, контроле над их рациональным использованием, организации справедливого  рынка сбыта продукции.

Таким образом, бореальные и умеренные леса России способствуют достижению не только второй цели в области устойчивого развития «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства», но и цели 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», цели 6 «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех», цели 8 «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех».

***

Комментарий представителя Постпредства России при ООН по процедурным вопросам

 

Господин Председатель,

Принятие Стратегического плана ознаменовало новый этап в работе Форума, направленной на достижение глобальных целей по лесам и реализацию Повестки дня устойчивого развития до 2030 г. Как и в любом деле, начальный период – самый сложный, поскольку связан с урегулированием организационных и субстантивных вопросов. Убеждены, что с учетом широкого круга участников, которых планируется привлечь к осуществлению Стратегического Плана и Повестки-2030, важно гарантировать взвешенный и обоснованный характер принимаемых решений. От этого во многом будет зависеть эффективной совместной работы.

В этой связи призываем Бюро и Секретариат ФЛООН четко следовать установленным правилам процедуры функциональных комиссий ЭКОСОС, что отвечает интересам всех членов Форума. Это, в частности, предполагает заблаговременное выдвижение инициатив, распространение проектов документов и планирование консультаций. Недостаток времени для работы над документами лишь порождают недоверие к их содержанию и нервозность, что затрудняет выход на консенсус.

Эффективная организация процесса позволит заблаговременно осуществить проработку предложенных идей и, в конечном счете, обеспечит максимально конструктивную дискуссию и последующее принятие согласованных документов по итогам сессии.

В омнибусной резолюции по итогам сессии отражено, что резюме председателя в качестве вклада в Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию в 2017 году будет подготовлено с учетом консультаций с членами Бюро сессии Форума. В этом отношении исходим из того, что члены Бюро в свою очередь предоставят возможность странам-членам соответствующих региональных групп представить возможные комментарии по предварительному тексту резюме председателя, которые в свою очередь будут доведены до сведения председателя.

В заключение хотели бы поблагодарить представителей делегаций, членов Бюро, Секретариат, а также переводчиков за проделанную работу.