Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации в Первом Комитете 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН В.И.Ермакова в рамках общеполитической дискуссии по разделу «Другие виды оружия массового уничтожения»

Уважаемый г-н Председатель,

Одним из важнейших международных механизмов в сфере разоружения остается Конвенция о запрещении химоружия (КЗХО), на практике уже доказавшая свою высокую эффективность.

Очередным и, наверное, наиболее ярким тому свидетельством стало досрочное завершение программы ликвидации химоружия в России. Нам по наследству достался крупнейший в мире арсенал этого вида ОМУ и мы с честью справились с задачей его ликвидации, тем самым ещё раз наглядно подтвердив приверженность России неукоснительному соблюдению своих обязательств по международным договорам.

В реализации российской государственной программы ликвидации химарсенала в той или иной мере принял участие целый ряд государств: Бельгия, Великобритания, Ирландия, Италия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, США, ФРГ, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария и Швеция. Мы признательны всем партнерам за оказанное содействие. Теперь, когда этот титанический труд уже позади, можно без преувеличения сказать, что ликвидация Россией своего химарсенала это – историческая веха для всего международного сообщества. Мы рассчитываем, что это должным образом будет отражено в резолюции нынешней сессии ГА ООН по КЗХО.

Вместе с тем, на этом никак нельзя останавливаться. Мы призываем все остальные страны, все ещё обладающие химоружием, незамедлительно последовать примеру России. В первую очередь, это касается государства-инициатора конвенции, которое всегда было самым активным проводником её идей, когда это касалось других государств, а теперь почему-то само остается самым крупным обладателем химоружия.

На этом фоне вызывают ещё большее недоумение попытки бросить тень на уже имеющиеся великие достижения других государств, таких как Сирия. Давайте не будем больше лукавить. Именно Правительство Сирии в тяжелейших условиях борьбы с международным терроризмом на своей территории самоотверженно и под строгим международным контролем ликвидировало свой военно-химический потенциал. Ни одно другое государство никогда такого не делало. Поэтому любые инсинуации на этот счет просто выходят за грань приличия. Все остающиеся вопросы, связанные с первоначальным объявлением, должны и могут решаться ОЗХО в обычном плановом порядке.

Россия настойчиво и последовательно выступает за полное и объективное расследование всех случаев применения химоружия, в том числе на территории Сирии, которая была охвачена борьбой с международным терроризмом. Для установления истины МУФС и СМР должны использовать все имеющиеся у них средства с обязательным выездом на место для отбора проб, с опросом реальных свидетелей, а не мнимых «наблюдателей» на территории других государств. В противном случае, в отношении деятельности этих двух структур и далее будут возникать вполне обоснованные вопросы и подозрения в прямом подыгрывании одной, причем далеко не самой светлой, стороне конфликта на территории Сирии.

Попытки отдельных стран назначить виновных еще до завершения официального расследования не могут не вызывать обеспокоенности. Рассматриваем такие шаги как очередную попытку насильственной смены легитимной власти в Сирии, как это было уже сделано в Ираке и Ливии. Такой курс крайне опасен, так как он подрывает усилия по политическому урегулированию кризиса с участием всех сирийцев, как это предусмотрено резолюцией СБ ООН 2254.

Все большую актуальность приобретает и российская инициатива по скорейшему запуску на женевской Конференции по разоружению переговоров по выработке конвенции по борьбе с актами хим- и биотерроризма. Примечательно, что и здесь в первых рядах «сомневающихся» именно те страны, которые искажают реальные факты и бездоказательно обвиняют правительство Сирии в применении химоружия практически против самих себя.

Разработка конвенции по противодействию ОМУ-терроризму вовсе не означает отказ от укрепления режимов действующих механизмов. Прежде всего это касается КБТО.

Мы призываем все государства и, в первую очередь, наших двух партнеров-депозитариев обеспечить принятие на предстоящем декабрьском СГУ содержательной программы работы на межсессионный период 2018-21 гг. За основу могут быть взяты предложения, обсуждавшиеся на ОК-2016, в т.ч. российские – по мобильным медико-биологическим отрядам. Давайте больше не будем подрывать КБТО, как это сделали наши два партнера-депозитария на обзорных конференциях в 2000, а затем и в 2016 г. Призываем всех работать в духе компромисса и учета не только своих узконациональных интересов, но и общих незыблемых интересов международной безопасности и стратегической стабильности.