Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе заседания Совета Безопасности по взаимодействию ООН с региональными организациями

Г-н Председатель,

Мы приветствуем участие в заседании Высокого представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности г-жи Федерики Могерини и благодарим ее за брифинг о сотрудничестве между ООН и одной из крупнейших региональных организаций.

Совсем недавно, 7 марта, мы обсудили сотрудничество между ООН и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, где все без исключения члены Совета Безопасности выступили за развитие и совершенствование сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными организациями на базе главы VIII Устава.

Это в равной степени относится к ЕС, Афросоюзу, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и всем остальным региональным организациям, поскольку современный мир диктует необходимость решать проблемы сообща, на основе сравнительных преимуществ каждой межгосударственной структуры. Любая из упомянутых региональных организаций заслуживает уважения и способна внести вклад в укрепление международной стабильности и сотрудничества.

Отмечаем и разделяем неизменную нацеленность Евросоюза на укрепление глобальной многосторонности при главенствующей роли Организации Объединенных Наций. В этом, безусловно, наши интересы совпадают.

В то же время нас настораживает опасная тенденция, все отчетливее проявляющаяся в последнее время: попытка подмены системы международного права неким новым «порядком, основанным на правилах». Это мы постоянно слышим в последнее время из уст представителей Евросоюза. А правила эти изобретаются под конкретные нужды единомышленников. Те, кто соглашаются им подчиниться, записываются в сторонники многосторонности, несогласные – записываются в ее противники.

Нет никаких сомнений в том, что Европейский союз является значимым политическим и экономическим игроком на международной арене, вносит важнейший, порой решающий, вклад в решение многих международных проблем. ЕС более чем весомо представлен в Совете Безопасности ООН. На сегодняшний день одна треть членов Совбеза (5 стран) относится к Евросоюзу, двое из них обладают правом вето. Несмотря на разногласия, сохраняющиеся между Россией и ЕС, наше взаимодействие по многим направлениям не прерывается. Видим здесь большой потенциал, прежде всего в отношении таких глобальных вызовов, как терроризм, религиозный экстремизм, наркотрафик, трансграничная преступность и незаконная миграция.

У России и ЕС накоплен солидный опыт тесного и плодотворного взаимодействия по ближневосточному урегулированию в рамках «квартета» международных посредников. В частности, в 2016 году мы вместе смогли подготовить доклад, который содержит четкие рекомендации по возобновлению политпроцесса. Он до сих пор сохраняет свою актуальность.

Положительно оцениваем роль Европейского союза в достижении договоренностей вокруг иранской ядерной программы, над чем немало поработала и российская дипломатия. Надеемся на конструктивный вклад государств ЕС в международные усилия по продвижению политического урегулирования в Сирии. Важно при этом отказаться от политизации темы гуманитарного содействия и восстановления САР. Весома роль Евросоюза в содействии миротворческим и миростроительным усилиям ООН, в том числе на африканском континенте. Можете рассчитывать в этом на нашу поддержку.

Большой вклад государства Евросоюза вносят в содействие международному развитию, в реализацию ЦУР Повестки 2030.Однако, за последние годы накопился целый ряд вопросов о способности Евросоюза играть конструктивную роль на Европейском континенте и в мире в целом. Такое впечатление, что это солидное и экономически мощное объединение никак не может нащупать самостоятельную политическую линию. Все чаще «во главу угла» ставятся интересы евроатлантической солидарности и блоковое мышление. К чему это ведет мы видим на примере Ливии, Сирии, Украины, а сегодня Венесуэлы и ряда других государств. Часто предлагаемые модели урегулирования внутриполитических проблем в этих странах просто не работают. Не надо сжигать мосты. Иначе посредничество может быть невостребованным. Из последних примеров, это стагнация диалога между Белградом и Приштиной, неспособность убедить косовско-албанские власти отказаться от провокационной политики.

К сожалению, в сегодняшнем мире ограничительные и санкционные меры стали чуть ли не ключевым инструментом внешней политики. Грешит этим и Евросоюз. Эффект от таких односторонних шагов весьма сомнителен, ослабляет еще больше те развивающиеся государства, которым международному сообществу необходимо помогать. Констатируем, что наши европейские партнеры послушно «проглотили» американскую недостоверную версию о якобы имевших место нарушениях Россией одного из основополагающих для европейского континента договоров – ДРСМД, который мы до последнего пытались сохранить. В итоге на наших глазах под надуманными предлогами рушится один из столпов общеевропейской безопасности. Из той же блоковой солидарности Евросоюз шагает в ногу с любыми самыми абсурдными обвинениями в адрес России, штамповать которые сегодня стало на Западе чуть ли не правилом хорошего политического тона.

Несмотря на все это, мы остаемся оптимистами. В России верят в то, что все нынешние конъюнктурные моменты будут преодолены, и мы вновь сможем говорить о стратегическом партнерстве, в котором так заинтересованы наши общие соседи, многие африканские, азиатские и латиноамериканские государства. Мы не теряем надежду на то, что совместными усилиями нам удастся «залечить» возникшие в Евроатлантике разломы, а также избежать появления новых.

Мы заинтересованы не в слабом и раздробленном Евросоюзе, как это часто пытаются преподносить, а в сильном и самостоятельном. В Евросоюзе, у которого есть важная роль в мировых делах и видение общего будущего для Европы от Атлантики до Владивостока.

Благодарю Вас.