Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Представителя Российской Федерации на спец.мероприятии ЭКОСОС по теме «Последствия недавних ураганов: достижение Повестки-2030»

Уважаемый г-жа Председатель,

Увеличение количества и масштабов стихийных бедствий заставляет нас проявлять гибкость при выборе форматов реагирования и изыскивать наиболее эффективные способы оказания помощи.

При этом необходимо учитывать не только потребности пострадавших государств, но и такие факторы, как их географическая удаленность, а также усилия, предпринимаемые другими участниками международного реагирования.

Наглядным примером применения такого подхода стали российские гуманитарные операции по оказанию помощи Мексике, пострадавшей в результате катастрофического землетрясения, и Кубе, подвергшейся разрушительному воздействию урагана «Ирма». Общий объем этой помощи превысил 3 млн. долл. США.

Всем известно, что первоочередными мероприятиями, проводимыми после разрушительных землетрясений, являются поисково-спасательные работы. Поэтому незамедлительно после поступления информации о землетрясении МЧС России привело в готовность к вылету свои поисково-спасательные подразделения и предложило Мексике свою помощь.

Однако, поскольку поисково-спасательные отряды были в достаточном количестве мобилизованы на национальном и региональном уровне, Правительством России было принято решение направить в г.Акапулько самолет с 35 тоннами гуманитарных грузов (многоместные палатки, детское питание и консервы), что и было успешно осуществлено 27 сентября с.г.

В рамках оказания помощи государствам, пострадавшим от серии ураганов, мы также отошли от своих традиционных форматов реагирования. Оценив потребности и расходы на авиационную доставку, мы решили значительно увеличить объемы помощи и направить ее морским транспортом. Ориентировочно в середине ноября в г.Мариэль прибудут 1133 тонн гуманитарных грузов (строительные материалы, силовые кабели для восстановления ЛЭП и передвижные электростанции).

Хочу отметить, что в настоящее время, аналогичные меры прорабатываются Правительством Российской Федерации и в отношении населения Содружества Доминики, пострадавшего в результате урагана «Мария».

Дополнительно в рамках проекта, реализуемого Российской Федерацией совместного с Всемирной организацией здравоохранения, на этой неделе будет завершена доставка в Гавану 7 медицинских модулей, состоящих из лекарственных средств и товаров медицинского назначения, которые позволят оказать необходимую медицинскую помощь 48 тыс. человек.

Кроме того, в завершающей стадии находится согласование вопросов оказания финансовой гуманитарной помощи Содружеству Доминики, а также Антигуа и Барбуде, которые будут реализованы в самое ближайшее время  (в объеме 150 тыс. и 200 тыс.долл. США соответственно).

К сожалению, стихийные бедствия носят регулярный характер, поэтому важно не только оказывать международную помощь в ликвидации последствий, но и создавать условия для того, чтобы государства могли самостоятельно эффективно противостоять им в будущем, как это предусмотрено Сендайской рамочной программой действий по уменьшению опасности бедствий.

В этой связи в период с 24 сентября по 14 октября с.г. в Российско-Кубинском центре подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля, расположенном в г. Гаване, с привлечением российских инструкторов состоялся практический курс по вопросам проведения поисково-спасательных операций в разрушенных зданиях, на котором прошли обучение специалисты из Кубы, Гаити, Сальвадора и Венесуэлы. Считаем, что это хороший вклад в общие международные усилия по повышению готовности стран региона к бедствиям и планируем продолжить эту работу, включая проведение различных курсов на Кубе и Гаити, а также дооснащение указанного учебного центра.

В целом, опыт реагирования на недавние ураганы и землетрясения в очередной раз продемонстрировал важность обмена оперативной информацией между центрами управления в кризисных ситуациях, которые сейчас в той или иной форме существуют практически во всех странах.

Это особенно актуально в первые дни и часы после возникновения крупномасштабного бедствия, чтобы оценить последствия, определить первоочередные потребности и выработать скоординированные предложения по оказанию помощи. К сожалению, в глобальном масштабе кризисные центры пострадавшего государства и государств, оказывающих помощь, очень редко взаимодействуют друг с другом напрямую. В большинстве случаев обмен информацией о бедствиях осуществляется по дипломатическим каналам, что может приводить к задержкам, недопониманию и даже потере важной информации.

Решить эту проблему предлагается с помощью формирования Глобальной сети центров управления в кризисных ситуациях.

Преимущество данной инициативы заключается в том, что она не требует значительных финансовых затрат, а подразумевает только некоторое изменения порядка работы существующих структур и дополнительную подготовку персонала. В целях реализации данной инициативы, продвигаемой совместно МЧС России и УКГВ ООН, в течение 2017 года был разработан проект Стандартного порядка действий Глобальной сети центров управления в кризисных ситуациях, который сейчас проходит «обкатку» в ходе командно-штабных учений. В течение полугода мы провели три таких учения с привлечением Центра координации чрезвычайного реагирования ЕС, Международной организации гражданской обороны, Объединенного исследовательского центра ЕС (JRC), Центра координации гумпомощи АСЕАН (AHA) и ряда других структур. Приглашаем заинтересованные кризисные центры государств присоединиться к этой работе.

Считаем, что формирование Глобальной сети центров управления в кризисных ситуациях позволит значительно повысить качество и оперативность принимаемых решений по оказанию международной помощи, а, следовательно, и ее эффективность.

Благодарю за внимание.