Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на открытии сессии Комиссии ООН по разоружению

Г-жа Председатель,

Выражаем признательность за сочувствие и соболезнования многих делегаций в связи со взрывом в метро в Санкт-Петербурге. Ваша солидарность с нами в этот трудный час много значит для нас.

Россия последовательно выступает за упрочение центральной роли ООН в деле поддержания глобальной стратегической стабильности и международной безопасности, усиления режимов контроля над вооружениями и разоружения. Необходимо и далее идти по пути укрепления ооновского разоруженческого механизма, неотъемлемой частью которого является Комиссия ООН по разоружению (КОР).

При этом мы хорошо осознаем всю сложность стоящей перед нами задачи. Эффективную работу Комиссии по-прежнему тормозят всё те же проблемы. Прежде всего - это неспособность, а порой банальное нежелание идти на разумные компромиссы ради достижения консенсуса.

Мы с Вами завершаем очередной трёхлетний цикл работы КОР. Российская делегация традиционно готова приложить максимум усилий для достижения продуктивного результата наших предметных дискуссий по ключевым вопросам повестки дня - выработке рекомендаций для достижения цели ядерного разоружения и нераспространения ядерного оружия и практических мер укрепления доверия в области обычных вооружений.

Россия полностью разделяет благородную цель построения безъядерного мира и подтверждает эту принципиальную позицию конкретными шагами. Уже третье десятилетие мы последовательно проводим поэтапное крупномасштабное и беспрецедентное по масштабам сокращение российских ядерных арсеналов. В настоящее время планомерно ведём дело к полноформатному выполнению российско-американского Договора о СНВ.

Вопрос, однако, в том, какими путями двигаться к этой цели. Дальнейший прогресс в области ядерного разоружения невозможен без серьёзной подготовительной работы.

Основой в этом процессе должен служить основополагающий принцип укрепления стратегической стабильности, равной и неделимой безопасности для всех без исключения государств. Считаем, что приоритетом на данном этапе должна быть серьёзная совместная работа по формированию условий, которые реально способствовали бы ядерному разоружению.

Мы неоднократно привлекали внимание к тревожной ситуации, связанной с односторонним и ничем не ограниченным развёртыванием элементов глобальной противоракетной системы США в различных регионах мира. Ситуация заводится в тупик. Вроде бы удалось снять остроту иранской ядерной проблемы, которая использовалась как оправдание американской системы ПРО в Европе, однако никаких ответных шагов со стороны США не последовало. Более того, происходит повсеместное дестабилизирующее наращивание систем ПРО США. По-прежнему нет ответа на вопрос, против кого направлены все эти сверхзатратные приготовления, никак не соответствующие характеру нынешних и перспективных вызовов и угроз.

Негативный заряд несут в себе и такие факторы, как развитие СНВ в неядерном оснащении, нежелание отказаться от возможного размещения оружия в космическом пространстве и нерешаемость вопроса о вступлении в силу ДВЗЯИ со стороны именно того государства, которое было инициатором этого договора.

Нарастающие количественные и качественные дисбалансы в области обычных вооружений также не добавляют стабильности современным международным отношениям.

Все эти проблемы надо решать. В этом суть современной ситуации и никаких альтернатив просто не существует. Тем более что именно такой подход одобрен в рамках обзорного процесса ДНЯО.

Задача избавления человечества от ядерной угрозы - крайне сложна и многопланова. Она не имеет простых решений. Было бы большой ошибкой полагать, что проблему ликвидации ядерного оружия можно урегулировать путем простого голосования за его запрет. Не должно быть иллюзий - такие подходы не способны изменить существующих стратегических реалий, которыми вынуждены руководствоваться государства, обладающие ядерным оружием.

Попытки же добиться ядерного разоружения без участия стран с военным ядерным потенциалом и вопреки их законным интересам безопасности заведомо обречены на провал. Именно это и показала прошедшая на прошлой неделе здесь конференция.

Г-жа Председатель,

Нам всем необходимо сосредоточить усилия на сохранении ДНЯО и выполнении решений, принятых в ходе Конференций по рассмотрению его действия.

Главной задачей нового обзорного цикла является консолидация усилий мирового сообщества по обеспечению эффективности ДНЯО. Сбалансированный подход к трём составляющим ДНЯО – ядерное нераспространение, мирное использование атомной энергии и ядерное разоружение – та основа, которая обеспечивает функционирование Договора в течение многих лет.

Одно из центральных мест в повестке дня обзорного цикла ДНЯО занимают вопросы создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ).

Созыв Конференции по ЗСОМУ остаётся актуальной и реально достижимой задачей в контексте усилий по выполнению резолюции 1995 г. о создании ЗСОМУ на Ближнем Востоке. Россия готова прилагать все возможные усилия в целях реализации этой резолюции, а также содействия диалогу по этой проблематике.

Не менее важное значение имеет и проблематика обычных вооружений. Прежде всего, речь о возможном новом режиме контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ). Россия выступает за выработку такого режима КОВЕ, который соответствовал бы нынешним военно-политическим реалиям на континенте. Еще в 2009 г. наша страна выдвинула проект всеобъемлющего Договора о европейской безопасности. Однако российское конструктивное предложение до сих пор игнорируется. Мы же остаемся открытыми к такому диалогу на равноправной основе и с учётом интересов всех сторон.

Мы рассчитываем, что дискуссии по всем затронутым нами вопросам принесут свой результат в плане содержательного насыщения работы КОР и получат отражение в проектах рабочих документов, находящихся на рассмотрении форума.

Кроме того, Россия выдвигает новые конструктивные идеи, которые могли бы способствовать оздоровлению деятельности Комиссии.

В прошлом году по предложению Российской Федерации, а также Китая и США в рамках нашего форума начата дискуссия о дополнении повестки дня третьей темой - МТДК/ПГВК в формулировке, закрепленной в соответствующем Рабочем документе прошлогодней сессии КОР.

Актуальность тематики МТДК/ПГВК очевидна. Подавляющее большинство государств осознает, что угроза вепонизации космоса – это объективная реальность.

Это подтверждает и голосование по резолюциям ГА ООН «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве» и «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности», и неоднократные обращения на Конференции по разоружению государств-членов «Группы 21» по поводу важности запуска субстантивной работы по ПГВК. Вопросы МТДК/ПГВК получают всё возрастающее внимание и на региональных площадках. Включение этой тематики в повестку дня КОР полностью соответствовало бы рекомендациям доклада Группы правительственных экспертов ООН по МТДК относительно обеспечения рассмотрения вопросов МТДК на площадке КОР.

Выступая с инициативой МТДК/ПГВК на КОР, мы во многом опираемся и на опыт нашей работы на Конференции по разоружению, где мы в дополнение к традиционным вопросам повестки дня продвигаем компромиссную и потенциально вполне приемлемую для всех идею разработки международной конвенции по борьбе с актами биологического и химического терроризма.  

Призываем все государства внимательно присмотреться к инициативе по третьей теме КОР и принять активное участие в соответствующих дискуссиях с целью её закрепления в повестке дня форума на следующий трёхлетний цикл.

Г-жа Председатель,

В связи с заявлением делегации Украины хотели бы отметить следующее.

Прежде всего, считаем не имеющими ничего общего с реальностью прозвучавшие утверждения о якобы совершенной нашей страной военной агрессии против Украины и оккупации ее территории.

Хотелось бы напомнить в этой связи, что воссоединение Крыма с Россией произошло путем свободного волеизъявления крымского народа. На проведенном в марте 2014 г. референдуме более 96% населения существовавшей тогда Автономной республики Крым, включая город Севастополь, сделали свой сознательный выбор.

Такая форма реализации права на самоопределения явилась единственно возможным способом защиты жизненно важных интересов народа Крыма перед лицом антиконституционного государственного переворота 22 февраля того же года, в результате которого к власти в Киеве вооруженным путем пришли ультранационалистические силы. Эти силы до сих пор оказывают сильнейшее воздействие на принимаемые в стране решения.

Также абсолютно безосновательны и заявления об агрессии России применительно к юго-востоку Украины и якобы происходящих с санкции российского правительства масштабных поставках вооружений в данный регион. Считаем, что всю полноту ответственности за ситуацию на Донбассе несет официальный Киев, с согласия которого вооруженные банды украинских националистов уже третий месяц осуществляют экономическую блокаду части самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

В завершение хотелось бы призвать украинских коллег вместо того, чтобы распространять несоответствующую действительности информацию, лучше сосредоточиться на осуществлении своих обязательств по Минским договоренностям. Тем более, что Киев продолжает грубо нарушать положения этого документа и делать ставку на силовое разрешение конфликта на Донбассе и на его экономическое удушение.

Что касается нашей страны, то мы заинтересованы в поддержании дружественных добрососедских отношений с братским народом Украины. Сохранение очага напряженности в центре Европы не выгодно никому. Эту мысль в очередной раз провел президент России В.В.Путин буквально несколько дней назад – 30 марта в ходе состоявшегося в Архангельске международного форума «Арктика – территория диалога».

Спасибо за внимание.

 

Ответное слово исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Комиссии по разоружению

 

Г-жа Председатель,

В отношении заявления украинской делегации о том что, якобы, референдум 2014 года был обеспечен за счет присутствия вооруженных сил Российской Федерации – мы совершенно не согласны с такими обвинениями. Да, на момент проведения референдума на полуострове находились российские военнослужащие, но находились они там на совершенно законных основаниях в соответствии с действующим тогда соглашением между Украиной и Российской Федерацией о пребывании Черноморского флота. Причем количество российских военнослужащих было гораздо меньше той квоты, которая была предусмотрена этим соглашением. Но российские военнослужащие не участвовали в организации референдума. Ни один международный наблюдатель, ни один представитель прессы, не зафиксировал подобных фактов.

В том, что касается выполнения Минского комплекса мер. Если бы украинская делегация на деле была привержена выполнению этих соглашений, а также резолюции Совета Безопасности 2202, то конфликт на юго-востоке Украины давно бы был завершен. Уже два года прошло после подписания президентами России, Украины, Франции и канцлером Германии Минского комплекса мер, но ничего из политических, гуманитарных, экономических обязательств Украиной не выполнено – не объявлена амнистия, не произведен обмен военнопленными, не разработан закон об особом статусе отдельных территорий востока Украины, не внесены изменения в конституцию страны, не подготовлен закон о выборах и не проведены выборы, естественно.

Если украинская делегация действительно заинтересована в урегулировании конфликта у «себя дома», то пора уже перейти от слов к конкретным действиям.

Спасибо.