Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека, Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права А.Д.Викторова по проекту резолюции Третьего комитета 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина»

Г-н Председатель,

Рассматриваемый проект резолюции представляет собой очередную попытку Украины использовать тематику поощрения и защиты прав человека для продвижения своих политических установок. Его содержание еще более оторвано от реальности, чем прошлогодний опус украинской делегации.

Главная цель очевидна. Речь идет не о заботе о правах человека, а об одном из звеньев в цепи отчаянных усилий Украины пытаться любыми путями изменить статус Крыма вопреки ясно выраженной на референдуме в 2014 году воле его населения. Авторы упорно стараются представить ситуацию в Крыму как некий вооруженный конфликт, в частности, через абсолютно неуместное использование терминологии международного гуманитарного права. Не для того ли это делается, чтобы попробовать создать псевдоюридические оправдания для военных провокаций и авантюр? Те, кто поддерживает данный проект, поощряют эти крайне опасные фантазии Киева и разделят ответственность за их возможные последствия. Хотели бы еще раз подчеркнуть, что никакого вооруженного конфликта в Крыму нет. Республика Крым и город Севастополь - это российские регионы, которые энергично развиваются и ведут мирную созидательную жизнь. Не надо пытаться мешать этому.

Разумеется, упомянутые подходы, продвигаемые Украиной под прикрытием правозащитной риторики, помимо всего прочего, не имеют никакого отношения к компетенции Третьего комитета и лишь дискредитируют его работу. Тем не менее вновь предпринимаются попытки втянуть делегации в обсуждение этих вопросов.

Рисуя ложную картину положения с правам человека в российском Крыму, Украина тем самым стремиться переключить внимание с собственных многочисленных систематических нарушений прав человека, таких как пытки, насильственные исчезновения, дискриминация по этническому, языковому и религиозному признакам, политические преследования и попрание свободы выражения мнений.

Кстати, нелишним будет напомнить, что правозащитная ситуация в Крыму до 2014 г. постоянно подвергалась резкой критике со стороны многочисленных международных организаций, но тогда это не вызывало какой-либо реакции нынешних самопровозглашенных «поборников прав человека» крымчан.

Особенно циничным выглядит содержащееся в проекте предложение одобрить действия Киева по отношению к Крыму. При этом авторы документа умалчивают о том, что на самом деле представляют собой эти действия. Видимо, на современной Украине водная, транспортная, торговая и энергетическая блокады, попытки организации диверсий, дискриминационные ограничения на передвижение означают «усилия по поддержанию связей». А, в свою очередь, так активно вводимые Киевом препятствия для работы СМИ, попирающие свободу выражения мнения, цензура, преследования журналистов, в представлении авторов, и есть «облегчение доступа к объективной информации».

С сожалением отмечаем, что, по сути, эти действия киевских властей поддерживаются США, странами Евросоюза и Канадой, которые ввели в отношении Крыма так называемые санкции, направленные на ограничение торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с этим российским регионом. Серьезным нарушением прав человека считаем и введенные Евросоюзом визовые рестрикции в отношении крымчан, создающие препятствия для свободы передвижения.

Откровенной насмешкой выглядит «требование» Украины обеспечить образование в Крыму на языках национальных меньшинств, в то время как в сентябре этого года Киев принял скандальный закон, лишающий сотни тысяч, если не миллионы детей возможности получать образование на родном для них языке, будь то русский, венгерский, польский, румынский и ряд других. В то же время в Крыму функционируют школы и классы с крымско-татарским языком. Издан весь комплект учебников для средней школы на крымско-татарском языке. Есть возможности для обучения на украинском языке и языках других национальных меньшинств.

Якобы беспокоясь о жизни религиозных общин в Крыму, авторы, однако, умалчивают, например, о ведущемся в Симферополе строительстве соборной мечети. В то же время на Украине в 2014-2016 годах при попустительстве властей было захвачено более 40 церквей канонической Украинской православной церкви, в отношении которой Киевом был введен ряд дискриминационных мер.

Примеры лицемерия, двойных стандартов и откровенной дезинформации, которыми изобилует проект, можно было бы еще долго продолжать.

Мы с самого начала не скрывали своего отношения к резолюции 71/205. Уверены, что делая из нее, равно как и из проекта этого года, очередной «антироссийский манифест», украинская делегация и ее зарубежные спонсоры никогда и не были заинтересованы в посещении Крыма международными экспертами. Им хорошо известно, что попыток разговора с позиции силы мы не приемлем. Если действительно есть интерес обсудить вопросы, касающиеся прав человека, то поступать надо по-другому. Как указывается в состряпанном дистанционно Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) «докладе», Управление было информировано о позиции российской стороны, что в мандат наблюдательной миссии по правам человека на Украине не входит рассмотрение ситуации в Крыму и в России в целом, а также о том, что вопросы осуществления любой миссии УВКПЧ необходимо согласовывать напрямую с российскими властями. Собственно, этой выдержкой мы и ограничимся в наших комментариях данной продукции УВКПЧ, которая полностью искажает положение в Крыму словно в кривом зеркале.

Таким образом, за рассуждениями о мониторинге и доступе кроется не забота о положении крымчан, а наращивание антироссийской информационной кампании и наказание населения Крыма за его свободный выбор в пользу России.

Еще раз подчеркнем, что поддержка данного проекта пошлет ложный сигнал Киеву о том, что он может продолжать свою политику дискриминации и нарушений прав человека на Украине, создаст у украинского правительства впечатление, что оно не понесет никакой ответственности за блокаду Крыма и попытки диверсий в отношении российского полуострова.

Надеемся, что делегации, несмотря на давление со стороны спонсоров проекта, смогут взглянуть на него объективно и отказаться от его поддержки.

Просим провести голосование по данному проекту резолюции и призываем голосовать против него.